Наталья Порохня
Весенние наблюдения с детьми на прогулке (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ВЕСНА
Наблюдения за явлениями неживой природы
Воспитатель: Солнце. В начале весны солнце поднимается выше, ослепительно светит, день удлиняется. «Теперь солнышко встает рано. Узоры на стеклах стали еле заметны, тают от солнца.
Небо. Ребята посмотрите на небо, таким ли оно было зимой. Что изменилось?
Дети: зимой небо часто было серым, а теперь синее.
Воспитатель: На нем появились белые облака. Они называются кучевыми, так как держатся на небе кучками. Ребята а как движутся облака?
Дети: то медленно, то быстро.
Публикация «Весенние наблюдения с детьми на прогулке (средняя группа)» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель: Снег. Ребята давайте понаблюдаем за изменениями снегового покрова. Светит солнце появляется на последних снежных сугробах ледяная корочка — наст.
День удлинился, звенит капель.
Воспитатель: Как вы думаете, почему с одной стороны садика сосулек больше, чем с другой? Почему днем сосульки блестят и падают?
Дети: Солнце днем греет, поэтому сосульки на солнечной стороне тают и блестят на солнце. Оттаяв, они падают вниз и разбиваются на мелкие кусочки
Ребята, отгадайте загадку:
Свисает с крыши длинный гвоздь –
Холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт
(сосулька)
Воспитатель: Сугробы все больше оседают, снег делается серым, грязным. Из-под сугробов текут тоненькие струйки воды.
Ручеёк, ручеёк,
Как ты к нам,
Пробраться смог?
— Я лишь весело журчал,
— И ни капли не ворчал.
Воспитатель: Грозы.
На юге туча грозно разрасталась
Собою, заполняя весь простор.
А синева по небу растекалась,
И где-то гром несмело брал аккорд.
Затихли птицы, только вились мошки,
А шмель гудел устало на грозу.
И прыгали, по земляной дорожке,
Лягушки прижимая вниз росу.
Воспитатель: Вскоре загремит первая гроза. За зиму вы уже отвыкли от дождя, и первый весенний гром вас очень обрадует. Вокруг все потемнеет. Ребята, а как вы думаете, после дождя растение будет лучше расти или нет?
Дети: Лучше!
Воспитатель: Ребята давайте попросим солнышко выглянуть…
Дети:Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои детки плачут,
По лавочке скачут.
Воспитатель: Солнышко выглянуло, осветило напоенную дождем землю. Гроза ушла, пахнет душистыми травами, мокрой листвой.
Наблюдения за растительным миром
По весне набухли почки,
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена:
Сколько носиков зеленых!
Цветы. Обратите внимание на проталины: там уже появилась зеленая травка. Начинает она расти у забора. где больше пригревает солнце. «Травка-муравка со сна поднялась.»
Воспитатель: Давайте сравним два весенних растения : мать-и-мачеху и одуванчик.
Мать-и-мачеха
У апреля первенцы-цветы
Всюду на лужайках расцвели.
К солнцу поднимают стебельки
Желтые цветочки от земли.
Лепестки похожи на лучи,
К вечеру сожмутся в кулачки.
Утром в небе солнышко взойдет,
Цветик кулачок свой разожмёт.
Лишь головку к солнцу приподнял –
Сам похож на солнышко он стал.
Маленькие солнышки Земли
Мать-и-мачехой в народе нарекли.
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Цветочный стебель у одуванчика гладкий, а у мать-и-мачехи покрыт чешуйками, из которых потом разовьются листья. Цветки мать-и-мачехи чутки к перемене погоды: если начнет накрапывать дождь, они закрываются. То же происходит вечером.
Воспитатель: Какие еще весенние растения вы знаете?
Дети: медуница
Воспитатель: Где она растет?
Дети: В лесу, когда еще деревья стоят без листьев.
Воспитатель: Правильно, медуница любит свет, солнце. Это первый медонос, сначала у нее появляются розовые цветочки, в которых много сока, потом цветок становится голубым и сока в нем уже меньше, а в синих цветках сока нет совсем — и пчелы на них не садятся.
Воспитатель: Деревья. Ребята, посмотрите сколько много срезанных деревьев. Это садовники осторожно спиливают лишние ветки, чтобы деревья лучше росли, стали гуще и красивее. В середине апреля зацветают некоторые деревья: осина, лещина (орех, верба, козья ива, ольха.
Воспитатель: Лиственница
Лиственница обронила хвою
и стоит раздетая зимою,
но придёт на Север к нам весна,
и опять оденется она.
. Желтоватые колоски, как свечи, сидят на укороченных побегах, и здесь же красноватые шишечки, окруженные пучками молодой зеленой хвои. Начинается сплошное зацветание деревьев, кустарников и трав, которое будет продолжаться до конца июня.
Для закрепления мы с вами поиграем в игру которая называется «Узнай дерево по листу». один из детей описывает форму листа, его величину, а другие отгадывают, с какого он дерева.
Наблюдения за животным миром
Воспитатель: Насекомые. Как только начинает пригревать весеннее солнце, появляются насекомые. Вначале мухи, комары, бабочки неподвижно сидят на заборах, затем, отогревшись, летают по участку в поисках пищи.
Ребята давайте понаблюдаем за бабочками, сравним их по цвету, величине.
Воспитатель: Посмотрите, возле деревьев копошатся жуки, ползают муравьи. Давайте подойдем к муравьиной куче, и посмотрим, что это только часть муравейника, под ней еще есть подземное гнездо.
Воспитатель: Ребята давайте с вами проведем эксперимент: положим кусочек сахара на муравейник, и посмотрим, что произойдет.
Посмотрите, муравьи сразу облепили его и стараются отнести его вовнутрь, почему?
Дети: Потому, что они любят сладкое!
Воспитатель: Правильно!
Птицы. С приближением весны корм, насыпанный в кормушки, все чаще остается нетронутым. Так, как птицы улетели: одни — ближе к северу, где холоднее, другие — в лес, где появились насекомые. Оставшиеся птицы заметно изменились.
Вороны и галки летают парами, высматривая места для гнезд, и громко кричат. Овсянок зимой трудно было отличить от воробьев. Весной их серенькие перышки стали желтыми, а сами они, молчаливые зимой, поют теперь звонко, с переливами.
Воробьи стали громче чирикать, затевать между собой драки. Забавно видеть, как они купаются в весенних лужах.
Скоро начнут прилетать птицы из теплых краев.
Грачи важно разгуливают по проталинам, зорко высматривая жуков и червяков на просохшей земле. В сельской местности они деловито шагают за трактором во время боронования зяби и то и дело поднимают с земли личинок.
Ребята, а вы знаете, что грач очень полезная птица. Он поедает вредных гусениц, слизняков, личинок, которые живут в земле и портят всходы, подгрызая молодые корешки.
Загадайте загадку:
Всех прилетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица —.
(Грач.)
Немного позже ласточек прилетают стрижи. Давайте понаблюдать за ними и скажем, чем они отличаются от ласточек.
Дети: Брюшко и грудка у ласточки белые, а у стрижа темные. Крылья у стрижа длиннее, чем у ласточки.
Воспитатель: Стриж тоже очень полезная птица: она ловит в воздухе вредных насекомых и этим питается.
У вас у каждого наверняка есть дома животные, у всех животных появляются весной детеныши. Хорошо наблюдать за их постепенным развитием: как они начинают ходить, затем через короткое время приобретают ловкость, уверенность в движениях и т. д.
Обратите внимание, как внимательно следят животные за своим потомством: кормят, охраняют от опасности.
Стих про котенка.
Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утро стоял ненастный,
Лужи серые везде.
Так и быть зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта.
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть - как бархат,
Хвост - трубой.
До чего ж хорош собой!