Юрина
Оригами как разновидность конструктивно-модельной деятельности в ДОУ
В настоящее время центры оригами открыты в 26 государствах планеты. В основном это занятие носит характер увлечения. Меня как педагога заинтересовала притягательная сила этого искусства, его способность будить детское воображение, развивать интеллектуальные способности детей, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты превращать его в цветы, животных, птиц и т. д.
Оригами – удивительное, загадочное слово. В переводе с японского «ори» - сложенный, «ками» - бумага, бог. Можно предположить, что человек, творивший из бумаги, уподоблялся Богу – творцу всего из ничего.
Публикация «Оригами как разновидность конструктивно-модельной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Кому не известна трагическая история девочки Садако из Хиросимы, погибшей от последствий атомного взрыва? В короткий срок она мечтала сделать из бумаги 1000 журавликов, чтобы выздороветь. По преданию эта птица обладает бессмертием, приносит счастье. Но только Садако не успела сделать нужное их количество.
И все-таки, японцы верят в светлую символику этих чудесных птиц. И совсем не редкость увидеть в японских домах огромные гирлянды разноцветных журавликов и не только их. Различные бумажные конструкции : зайчики, веера, фонарики, птицы – стали в Японии непременным украшением праздников.
У детей с младшего возраста ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путем исследования: хочется все потрогать, погладить, помять, порвать. Последнее имеет непосредственное отношение к такому материалу, как бумага. Как же реагируют взрослые на естественное желание малыша? Запретами: нельзя рвать бумагу, портить книги и т. д. Вечная борьба теории и практики. Ребенок должен развиваться, но желательно «без жертв и разрушений». Какое получаешь удовольствие, когда на занятии знакомишь детей со свойствами бумаги. Экспериментальным путем дети познают, что бумага бывает мягкая, плотная, шершавая, гладкая, прозрачная, меняет структуру и мокнет при взаимодействии с водой.
Превращение же листа бумаги в игрушку, дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая как в процессе складывания, решают очень серьезные математические задачи: находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многогранников, ориентируются на листе бумаги.
Современная образовательная программа в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает развитие интересов детей, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и др.) [1]. Занятие оригами способствует развитию таких психических процессов ребенка, как память, внимание, мышление, воображение, а, следовательно, и развитие интеллекта в целом, что полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.
Игрушек из бумаги можно придумать великое множество. Я стараюсь заинтересовать детей: у меня нарисована красивая пушистая кошка, а у нее скоро должны появиться котята. С каким же удовольствием дети делают котят, дают им имена, рассказывают о характере своего котенка (веселый, шаловливый, задиристый, кусачий и т. д.) в группе то и дело слышно мяуканье. Скажите мне, после какого еще занятия дети кроме учебных навыков получат еще такое эмоциональное удовольствие?
Но и это еще не все. В процессе работы дети учатся работать парами, договариваться, кто что делает, помогать друг другу. Ведь понимая, что если у друга что- то не получится, может потом и не сложиться игра (театр, зоопарк, цирк и т. д.). Самое главное, чему я учу детей, это делать основу, а точнее базовую форму (треугольник, стрела, двойной треугольник, двойной квадрат и т. д.) Все должно происходить легко и непринужденно, чтобы детям было интересно.
Еще раз хочу обратить внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук, что, по мнению М. М. Кольцовой [2], находится в прямой зависимости с развитием речи ребенка.
Значение оригами для развития ребенка:
- учит детей работать с бумагой: сгибать, складывать, надрезать, склеивание
-развивает глазомер, мелкую моторику;
-учит ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, в центре, по диагонали, пополам);
-знакомит с геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина;
-активизирует воображение и фантазию;
-развивает художественный вкус и творческие способности;
-совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности, умению бережно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Во время обучения детей, я использую следующие методы и приемы: мотивирую и заинтересовываю детей, что и для чего мы будем делать, показываю последовательность выполнения операций, проговариваю свои действия, использую чертежи и схемы, предлагаю ребятам анализировать готовые работы и обязательно поощряю значками, картинками.
При организации работы с бумагой обязательно стараюсь соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач.
Особое значение имеет информация о природе, технике, предметах, окружающих детей. Особенно при современном тематическом планировании. В течение года обучение идет по разным темам : транспорт, птицы, в гостях у сказки, новогодний калейдоскоп, город мастеров, здравствуй зимушка-зима и многие другие. А бумажных поделок в стиле «оригами» - великое множество, это позволяет не отступать от современной программы обучения дошкольников.
Готовые поделки полезно обыграть, оживить: бабочка проснулась и прилетела сообщить, что наступает весна…
В начале продуктивной деятельности я использую художественное слово: стихотворение или загадку: ребенок раскрепощается, охотно сочиняет сказки и делает игрушки. Бумажные поделки помогают установить добрые отношения с детьми, создать атмосферу открытости и доверия. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, если они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата. Благодаря технике оригами ребенок может проявить свою индивидуальность, воплотить замыслы, ощутить радость творчества!
Итак, садитесь, раскрепощайтесь, придумывайте, делайте и обыгрывайте свои поделки. Успеха и удачи Вам!
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] / https://www.firo.ru/?page_id=11003
2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. -2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / М. М. Кольцова. - М. : «Сов. Россия», 1979 - 192 с.