Хренова Светлана
Конспект занятия «Ориентировка в пространстве»
Тема: Ориентирование в пространстве.
«Справа – слева». «Знакомство с клеткой.»(объединенные занятия)
Цель: 1. Учить различать и называть пространственные отношения : справа — слева.
2. Упражнять детей в определении правой руки и правой стороны; левой руки и левой стороны.
Материал: Картинки с изображением Незнайки и Буратино; текст стихотворения В. Берестова «Стоял ученик у развилки дорог»; цветные карандаши.
Публикация «Конспект занятия „Ориентировка в пространстве“» размещена в разделах
Ход занятия:
Дефектолог и дети заходят в группу строем. Воспитатель зачитывает стих А. Барто «Барабанщик», и ходит с детьми по группе:
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идёт отряд.
На парад
Идёт отряд,
Барабанщик
Очень рад. Барабанит
Барабанит
Полтора часа
Подряд!
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан
Уже дырявый».
("Весёлые картинки", 1981, №11)
Дефектолог и дети останавливаются.
Дефектолог: Ребята к нам в гости пришли Пеппа и Джордж. Они играли и потеряли барабан. Но у них есть подсказка как его найти.
У Пеппы лежит бумажка, воспитатель обращает внимание детей на это. Затем поднимает эту бумажку.
Дефектолог: Дети, это записка. «Если вам нужен барабан, вам нужно пройти извилистую дорогу по инструкции: идти сначала прямо, потом налево, еще раз налево, затем направо и прямо». Это как раз то, что нам надо. Только нужно знать, где лево, а где право. Дети, вы знаете?
Дети отвечают.
Дефектолог: А вот я вас сейчас проверю. Поиграем в такую игру: если я говорю «правая рука» вы поднимаете правую руку вверх, если – «левая рука», то поднимите левую.
Дефектолог говорит, какую руку поднять и поправляет ребят, которые показывают руки неправильно.
Дефектолог: Нет, так нам не найти барабан. Надо чтобы мы все знали, где лево, а где право. Давайте будем учиться различать лево и право. Подойдите ко мне, я каждому навяжу на правую руку ленточку.
Дети подходят к дефектологу.
Дефектолог: Теперь поднимите правую руку.
Дети поднимают руки.
Дефектолог: Запомните, сторона, с которой у вас находится ленточка, правая. На этой стороне у вас – правая рука и нога, а где нет ленточки – это левая сторона, левая рука и левая нога.
- Поднимите правую руку. Назовите предметы, которые вас окружают справа.
- Поднимите левую руку и назовите предметы, которые окружают вас слева.
- Теперь, ребята, немного поиграем.
Игра на внимание:
- Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой до левого уха, топните правой ножкой, подмигните мне правым глазиком, поднимите вверх левую руку и т. д. (темп можно убыстрять).
Дефектолог: Право-лево повторили. А теперь я проверю, как вы ориентируетесь с предметами
Игра с карандашами
- Положите перед собой красный карандаш, справа от него синий; слева от красного - зеленый; справа от синего - желтый и т. д.
Обвести одну клетку, рассмотреть ее. (для малышей)
Разложить карандаши, фишки на тетрадном листе Сверху-снизу-справа-слева-в середине. Обвести клетки
(для старших детей)
Для старших детей
- Ребята, не только наши герои Пеппа и Джордж не знают, где право, а где лево. Во многих сказках герои стоят на развилке дорог, на перекрестке и читают надпись, где есть слова: «Направо пойдешь», «Налево пойдешь». Послушайте стихотворение В. Берестова: Стоял ученик на развилке дорог. Где право, где лево - понять он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал, Той самой рукою, которой писал, И мячик кидал и страницы листал, И ложку держал, и полы подметал; «Победа!» - раздался ликующий крик: Где право, где лево - узнал ученик.
- Ребята, а мы с вами узнали сегодня, где право, где лево? Как вы думаете, наши сказочные герои теперь не заблудятся? Еще раз поднимите правую руку, левую руку.
Минутка для отдыха.
Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает: Топни правою ногой, Топни левою ногой, Снова правою ногой, Снова левой рукой. Вот тогда придешь домой.
! дополнительно Для старших детей Задание: Необходимо раскрасить разными цветами предметы в соответствии с направлением движения (направо — налево).
Воспитатель: Теперь можно отправляться в путь. Давайте встанем на начало дорожки и будем зачитывать, куда нам повернуть. Я буду читать, а вы показывать. «Идти сначала прямо, потом налево, еще раз налево, затем направо и прямо»
Дети показывают путь.
Пройдя путь по инструкции, дети с воспитателем находят коробку с барабаном.
Воспитатель: Молодцы! Давайте каждый попробует поиграть на барабане, а потом я возьму барабан, и мы с вами под его звук снова будем маршировать.
Воспитатель и дети пробуют играть на барабане. Затем воспитатель сам бьет в барабан и зачитывает стих А. Барто «Барабанщик», и ходит с детьми по группе.