Людмила Яковлевна
Гендерное воспитание. Формирование у мальчиков представлений о мужественности
▼ Скачать + Заказать документы
Мужественность – фундамент характера мальчика. Мужественный человек – это стойкий, энергичный, выражающий мужество, силу. При формировании мужественности следует обратить внимание на качества, которые должны связываться с этим понятием: ответственность за свои поступки, способность к самоконтролю, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности. Эталоны мужественности развиваются с самых первых дней жизни ребенка.
Публикация «Гендерное воспитание, Формирование у мальчиков представлений о мужественности» размещена в разделах
У дошкольников формирование этого качества идет через осознание ребенком своего полового различия и через образ мужского поведения. Начиная с дошкольного возраста, поведение детей начинает дифференцироваться в определенном направлении, как в смысле биологического, развития, так и в отношении формирования полоролевых установок.
Дошкольник начинает брать на себя роль своего пола. Он старается вести себя «как мужчина» со своей мамой, тетей, старшими сестрами. В этом возрасте дети окрашивают спецификой половой роли отношения с взрослыми. Реакция взрослого к этим проявлениям утверждает ребенка в правильности стиля его поведения. В разных культурах существует свой стиль мужского поведения. В традиционной культуре мальчика приучают дарить цветы, так или иначе учат быть мужчиной.
Если этот вопрос рассматривать исторически, то система дифференцировки половых ролей с ними стереотипов маскулинности – феминности отличались следующими чертами: 1) мужские и женские виды деятельности и личные качества различались очень резко и казались полярными; 2) эти различия освещались религией или ссылками на природу и представлялись неразрушимыми; 3) мужские и женские функции были не просто взаимодополняющими, но иерархическими – женщине отводилась зависимая, подчиненная роль, так что даже идеальный образ женщины конструировался с точки зрения мужских интересов.
В этом возрасте зарождаются и развиваются различия в направленности интересов к общению у мальчиков и девочек, предпочтение детей своего пола : мальчики чаще выбирают мальчиков. Развивается самосознание и как важная его составная часть – осознание себя как мальчика, мужчины. Мальчики больше знают и умеют часть – осознание себя как мальчика, мужчины. Мальчики больше знают и умеют в сфере техники. Это происходит лучше, если сами взрослые помогут ребенку увидеть, что есть «мужчина».
Мужественность это нечто вроде клуба, где мальчикам надо пройти несколько ступеней посвящается, общее требование для вступления в этот «клуб» - не быть «неженкой», специфически же определяется культурными и субкультурными традициями. Мальчиков дразнят, высмеивают и избегают, считая их женоподобными, и могут даже относить их к «девочкам».
У мальчиков осуществляют две мужские роли: вымышленная мальчишеская роль и взрослая роль известных им мужчин. Ребенок ориентируется на ценность своего пола. В первую очередь обнаруживает различия мужчин и женщин в их одежде и манере себя вести. Ребенок пристально всматривается в представителя своего пола, однако нередко индивидуальные особенности человека принимает за признаки, присущие своему полу. Постепенно типичное поведение мужчин все – таки запечатлевается ребенком.
Аспектом ранних половых различий является отставание мальчиков в большинстве сфер раннего развития: вербальных способностях, физическом развитии. В последующем мальчики берут свое превосходство в визуально-пространственных и математических способностях. Они легко справляются с более сложными познавательными процессами, овладение которыми предполагает преодоление ранее установленных реакций.
Мужской когнитивный стиль более «аналитичен», на мальчиков влияет среда, у них больше развита потребность в движении и зрительное восприятие.
Для них имеет значение показатели маскулинности: высокий рост и физическая сила. Позже на первый план выступает сила воли, и затем интеллект, обеспечивающий успех в жизни. Мальчики, желая утвердиться в своей мужской роли, более склонны к приключениям, независимы, конкурентны.
Формирование мужественности происходит в семье через образ мужского поведения. Взрослые, сознательно или бессознательно обучают ребенка его половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями в том, что значит быть мальчиком. Мальчикам чаще прощается агрессивность и поощряется их активность, инициативность. Так, мальчику обычно запрещают плакать: «Не плачь, ты не девочка. Ты мужчина». С ними солидарны отец и старший брат «Мы - мужчины!».
В семье ребенок ориентируется на родителей, причем, как правило, мальчик – на отца. Свой выбор отца аргументирует тем, что он тоже мужчина и должен быть похож на мужчин. При этом он выражает восхищение мужским достоинствам отца. В многодетных семьях дети выбирают для подражания старших братьев. Образ мужского поведения входит в структуру самосознания ребенка, прежде всего через непосредственное проявление старшего поколения мужчин. Ребенок копирует своих родных, особенно старается во всем походить на родителя своего пола. В семье он учится проявлять себя соответственно своему полу. Дошкольник проникает в специфику мужской деятельности.
Мальчики приобретают черты своих отцов. Дети учатся соответствующему полу, поведению путем поощрений и наказаний, получаемых ими за имитацию поведения окружающих их людей. Маленький может получать похвалу и поощрение за копирование действий своего отца, имеюшего успех в спорте или играх. Мальчики идут по стопам своих отцов, чтобы получить максимум поощрений и минимум наказаний, они имитируют родителя того же пола и идентифицируют себя с ним. Типичными мужскими качествами считаются: честолюбие, напористость и соревновательность.
Мальчикам лучше удаются виды активности, связанные с грубыми моторными навыками. Они склонны интересоваться механическими и «научными» играми – машинами, конструированием и компьютерами, предпочитают играть игрушками : оружием, грузовичками, маленькими инструментами, дети проявляют предпочтение в выборе игр для партнеров своего пола и обнаруживают большую общительность во взаимодействии с ними.
Дошкольник не использует символы мужественности в своей практике, но уже с интересом начинает вносить их в сюжеты игры. Мальчики играют в больших группах и людных местах, а грубые игры с драками придают большее значение превосходству в физической силе.
В игровой деятельности проявляются психологические особенности детей как представителей того или иного пола. Мальчики «взрывнее» - создают больше шума. Интересы их сосредоточены на технике, соревновательных играх, в которых можно реализовать свои притязания на победу, на лидерство. Мальчики признают сильных, смелых и инициативных сверстников.
Данный стиль поведения можно рассматривать как приобретение навыка, необходимого для того, чтобы достичь определенного положения в группах себе подобных. В игровой деятельности происходит осознание ребенком своего пола (это проявляется в предпочтении игр. игрушек) и связанная с этим отработка игровых и орудийных действий. Развитие мужественности у мальчика происходит под ярко выраженным мужским влиянием. По мере того, как мальчик подрастает, мужественность превращается в его важную обязанность. Его честолюбие, его стремление к власти и главному бесспорно с обязанностью быть мужественными и отождествляется с ней.