Алиса Губайдуллина
Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему «Русская деревня»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
Познакомить детей с жильем других народов нашей страны.
Продолжать знакомство с древнерусской деревней.
Расширять и закреплять знания о древнерусском быте.
Продолжать работу по созданию образа древнерусской избы в процессе ручного труда.
Закрепить знания о противопожарной безопасности в деревянном доме.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
Воспитывать интерес к истории России. Развивать мелкую моторику рук.
РАЗВИВАЮЩИЕ
Предварительная работа
Используемый материал
Словарь
Публикация «Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему „Русская деревня“» размещена в разделах
Ход занятия:
/Посередине группы стоят две магнитные доски. Возле одной стоят полукругом дети.
В: Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет свою историю, свои традиции, свои жилища. А как называется наша страна?
Д: Россия.
В: Правильно,ребята. Послушайте стихотворение о России.
- Русь деревянная края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилище родные,
Раздольные песни поют.
В: Вот и в нашей стране живут люди разной национальности со своими привычками,традициями, жилищами. А жилище зависит от условий, в которых живет человек: тепло там или холодно, город или деревня; горы это или равнина; север или юг. И жилище свои они строят из того материала, который у них есть.
В: Давайте, ребята, рассмотрим несколько жилищ других народов.
(Воспитатель вывешивает картинку с изображением юрты)
В: Посмотрите на рисунок. На нем изображена юрта.
Юрту строят казахи, киргизы. Давайте посмотрим из чего и как они построены. На какую форму похоже юрта?
Д: Трапеция.
В: Правильно, на трапецию. Каркас дома построен из дерева, а сверху покрыт войлоком.
Войлок –это такой материал, который сделан из шерсти баранов, овец, которых они разводят. Он очень тугой и теплый. Поэтому и дома получаются теплые, не пропускают ветра. А может кто-то скажет, что мы носим из войлока?
Д: Валенки.
В: Правильно, валенки. Юрту строят на равнине, т. е. на ровном месте. Люди постоянно меняют свое место жительства, потому что овцам и баранам не хватает еды. Люди перебираются на другое место, где больше травы. Их поэтому называют кочевники. Дома у этих людей быстро строятся и разбираются.
(Воспитатель вывешивает картину с изображением яранги и чума.)
В: Ребята, а вот так выглядят жилище северных людей: чукчей, коряков. Это яранга, это чум. (Активизация слов -яранга, чум.) Эти жилища внешне похожи на юрты. Как вы думаете чем?
Д: сделаны из прутьев.
В: Правильно,ребята,каркас у них тоже сделан из дерева. Но ярангу и чум покрывают шкурой оленей,которых разводят люди на Севере. Они ведут тоже кочевой образ жизни. И им тоже нужны дома,которые быстро разбираются и собираются. Ребята, а яранга и чум на какую фигуру похожи?
Д:На конус.
В: Правильно,на конус. Только у конуса на верху оставлена дырочка, чтобы оттуда проходил дым от костра,который люди разводят внутри жилища, чтобы приготовить себе пищу.
В: На следующей картине изображено жилище горцев. Здесь живут грузины. Называется жилище-сакля. Скажите, ребята, из чего построено это жилище?
Д: Из камня.
В: Правильно. А как вы думаете, почему?
Д: Потому, что жилище построено в горах.
В: Да, ребята, горцы живут в горах,а там много камней. Им удобно строить свои жилища из самого доступного материала – камня. Жилище строится как лестница: один дом заканчивается, сверху начинается второй.
В: Молодцы, ребята. Мы с вами познакомились с некоторыми видами жилищ других народов. Давайте еще раз с вами повторим их названия.
В: На прошлом занятии мы с вами познакомились с древнерусскими избами, с их строением,с их предметами быта. Для того чтобы проверить что вы запомнили, я предлагаю провести игру: «Раньше и теперь.» Перед вами на столе лежат картинки с изображением предмета быта древнерусских и современных. Вы должны разделиться на две команды. Одна команда развешивает на мольберте древнерусские предметы быта, а другая - современные. Выиграет тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.
(Игра с детьми. Построение в полукруг.)
В: Молодцы, ребята, хорошо постарались. Давайте, назовем предметы, которые были раньше и которыми пользуемся сейчас.
1) Валек – Утюг
2) Коромысло – Водопроводный кран
3) Лохань – Стиральная машина
4) Переметная скамья – Диван
5) Самовар - Электрочайник
6) Сундук – Шкаф
В: Хорошо, ребята, а теперь садитесь. Продолжим наше занятие за столами. Мы с вами на прошлом занятии начали работу по изготовлению древнерусской избы. Что мы делали?
Д: Мы вырезали модели различных домов из гофрированного картона и украшения к ним.
В: Сегодня мы доведем работу до конца. Мы будем создавать композицию на тему : «Русская деревня» Для начала вы каждый на своем рабочем месте соберете дом по готовым выкройкам. Потом принесете его к столу, и мы вместе будем наклеивать домик на ватман, создавать деревню. Посмотрите, дети, что лежит перед вами. Возьмите выкройку дома и добавьте недостающие части, украсьте декоративными элементами. У кого есть какие вопросы? Тогда приступаем к работе.
(Самостоятельная работа.
По окончании работы вывесить ватман, поместить на два мольберта.)
В: Посмотрите, ребята, какая у нас получилась деревня – красивая,аккуратная. И какие разные получились дома - одни большие, другие маленькие. Какой дом вам больше понравился? Почему? (Ответы детей.)
В: А кто придумает название для нашей деревни? (ответы детей.)
В: Ребята, а какие еще есть строения в нашей деревне?
Д: Церковь,колодец, мельница. Растут кусты, есть озеро.
В: как вы думаете, коков нашей деревне не хватает?
Д: Людей, домашних животных.
В: Да,в деревне не хватает домашних животных. Давайте вместе подклеим фигурки коровы, козы, гусей, собаки.
(Воспитатель помогает подклеивать. В это время наклеить к двум домикам трубу с дымом)
В: посмотрите, что у нас получилось? Теперь в деревне стало еще интересней и веселей жить. Ребята, кто заметил на нашем панно что-то необычное?
Д : В 2Х домах есть труба с дымом.
В: Да, в этих домах у нас из трубы идет дым. Что бы это значило?
Д: Затопили печку.
В: Правильно. Может быть, там пекут хлеб, или ждут гостей и пекут блины, пироги? А как вы думаете, кто мог затопить печь?
Д: Мама, папа, бабушка, дедушка.
В: А может ли затопить ребенок?
Д: Нет.
В: Почему? Что может случится?
Д: Пожар или ребенок может обжечься.
В: Да, может случится пожар в доме. А если в деревне загорелся один дом, могут загореться другие дома и сгореть вся деревня. Как вы думаете, почему?
Д: Потому что дома деревянные. А дерево быстро горит.
В: Правильно ребята. Поэтому раньше, как только люди увидят маленький пожар, сразу звонили в колокола и звали всю деревню на помощь. Тушили пожар чем могли.
Как вы, думаете, чем могли тушить огонь люди в древнерусской деревне?
Д: Землёй, песком, водой из колодца, лопатой, вёдрами.
В: Правильно, ребята. Ведь раньше пожарной машины не было. А если вода была далеко, её привозили бочками на телегах.
А как поступят люди в современной деревне при возникновении пожара? Что надо сделать в первую очередь?
Д: Вызывать пожарных.
В: Правильно, в первую очередь надо вызвать пожарную команду. А пока она приедет тушить самим. В каждой деревне есть противопожарный щит (Показать рисунок). Посмотрите, что имеется на щите: ведро, багор, лопата и песок.
Но мы уверенны, что в нашей деревне ничего плохого не случится.
В: На этом, наше занятие заканчивается. Давайте вспомним чем мы занимались на этом занятии.
(Ответы детей)