Анна Баринова
«Гласные звуки: А У и О». Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представления о звуках А, У, О, И.
Образовательные задачи. Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги.
Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного внимания, речевого слуха, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. «Волшебный мешочек» с картинками, желтые и белые цветы, вырезанные из бумаги с буквами, прописи, ручки, мяч, цветы на палочках.
Предварительная работа. Знакомство с буквами А У И О, просмотр «Уроки Тетушки Совы», выкладывание букв из счетных палочек, веревочек, лепка из пластилина, упражнение «Лесенка», «Слушайте внимательно», работа в тетради, работа с книгой «Мой букварь», чтение слогов.
Ход ООД
1. Организационный момент (на ковре)
Воспитатель демонстрирует игрушку, говорит от её имени:
Жил на свете ёжик
Маленький он был,
Ходил гулять по лесу,
Варение любил.
Однажды, заблудившись,
Кричал протяжно ёж: АУ, УА.
(упражнение выполняется несколько раз по подгруппам, индивидуально)
Его лиса услышала:
"Как славно ты поёшь!"
До дома я дорогу
Тебе, друг, покажу.
Ты ж, отгадай загадки,
Что я тебе скажу:
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки.
Ответ: Гласные
Самая первая, самая важная
Эта буква в алфавите глава.
Айболита если встретишь,
Тут же скажешь букву (А)
Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву.
Ответ: Буква О
Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
Ты узнаешь букву. (У)
Раз – брусок и два – брусок,
Плюс один наискосок,
Снизу, сверху – уголки,
А всё вместе – буква. (И)
Загадки ёжик отгадал,
До дома быстро добежал,
Педагог. Ребята, проходите за столы! Садитесь все правильно (переходим за столы)
2. Основная часть
Педагог. Ребята, кто из вас понял из загадок, о каких буквах мы сегодня с вами будем говорить?
Дети. А, О, У, И
Педагог. Правильно! Давайте, вспомним, чем звук отличается от буквы:
Звуки – это то, что мы слышим и произносим, а буквы – это то, что мы видим, пишем и читаем.
Когда мы произносим звуки [А], [О], [У], [И], - язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. (Горлышко поёт).
Звуки [А], [У], [О], [И] - можно спеть, произнести громко и тихо, можно произнести кратко, можно тянуть.
Поэтому, звуки [А], [У], [О], [И], – гласные звуки. Обозначаем звуки [А], [У], [О], [И] красным кружочком, а на письме звуки мы обозначаем буквами А, У, О, И.
Педагог. А сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный мешочек»
Педагог предлагает по очереди отпустить детям руку в «волшебный мешочек» и достать оттуда одну картинку.
Педагог: Рассмотрите картинку, скажите, что на ней изображено, определите, с какого звука начинается это слово.
1-ый ребенок. У меня на картинке абрикос. Слово начинается со звука [а].
2-ой ребенок. У меня улитка. Первый звук [у].
3-ый ребенок. У меня инструменты. Первый звук [и].
4-ый ребенок. У меня очки. Первый звук [о].
Педагог. Отлично. Вы справились с заданием!
Упражнение «Найди свою букву»
Педагог приглашает детей к экрану, на котором закреплены все буквы алфавита.
Педагог. Посмотрите на экран. Найдите и покажите букву, которая обозначает звук, выделенный каждым из вас из начала слова-названия картинки. Педагог. Молодцы, ребята!
Педагог. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний».
Внимание на экран! Перед вами четыре картинки, скажите, пожалуйста какая из этих картинок лишняя? (дети угадывают, объясняют свой ответ)
1 картинка-слова, которые начинаются со звука [а]. Проверим
2 картинка –слова, которые начинаются со звука [у]. Проверим
3 картинка- слова, которые начинаются со звука [и]. Проверим
Педагог. Молодцы ребята! А сейчас я предлагаю вам посчитать сколько слогов в этих словах с помощью хлопков.
Итак, слово ананас (3 слога, утюг (2 слога, инструменты (4 слога, осел (2 слога). (Групповые и индивидуальные ответы детей).
Упражнение «Подними цветок»
Педагог раздает детям цветы на палочках.
Педагог. Сейчас я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду произносить слова, а вы будете поднимать цветы тогда, когда услышите в конце слова звук [о].
Ведро, рыба, индюк, стекло, окно, дом, колесо, машина, крыло, глаза, Буратино (Дети поднимают цветы. Если кто-то допускает ошибку, педагог предлагает ему подумать и определить, какой звук слышится в конце данного слова).
Педагог. Молодцы ребята, вы были очень внимательны. А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
В старом дереве дупло. Это домик буквы О - делаем круг руками.
Рядом с нею на суку примостилась буква У - присели на корточки.
В гости к ним издалека прибежала буква А - бежим на месте.
У синицы на спине появилась буква И - машем руками – крыльями.
Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко, то захлопают в ладошки,
То плясать они начнут, то присядут отдохнуть - выполняем движения по тексту.
Педагог. Присаживайтесь на места. Садитесь все правильно, спина прямая.
Упражнение «Волшебные цветочки»
Педагог. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебные цветочки». Возьмите из подносов желтый и белый цветы. Положите перед собой слева-желтый цветок, справа, за ним, - белый. А теперь, переверните цветки и прочитайте слоги (педагог спрашивает детей, дети читают).
Педагог. Поменяйте цветки местами. Прочитайте, что получилось (дети читают).
Педагог. Молодцы, ребята! У вас все получилось!
Работа в прописи.
Педагог. А сейчас мы с вами вспомним, как пишутся буквы, о которых сегодня мы с вами говорим. Возьмите прописи и ручки. Сейчас мы напишем по несколько букв на каждой строчке. Но вначале, давайте вспомним, как правильно держать ручку. Внимание на экран (воспитатель объясняет, как правильно держать ручки с помощью стишка).
Педагог. Приступаем к письму. Обратите, внимание, что в прописи стрелочками указано, как пишется правильно каждая буква (во время письма педагог объясняет, как правильно держать ручку и писать буквы).
Педагог. Молодцы ребята, теперь отложите прописи. А я приглашаю вас поиграть с мячом.
Встаем в круг. Я буду бросать вам мяч и говорить букву, а вы должны придумать слово на заданную букву.
1-ый ребенок. Буква А-арбуз
2-ой ребенок. Буква О- осел и т. д.
Педагог. Молодцы, ребята! В конце нашего занятия я бы хотела узнать, что вам понравилось на нашем занятии. Сейчас мы будем передавать цветок по кругу и рассказывать, что же интересного было сегодня.
Например, на занятии мне понравилась игра… и т. д. (ответы детей)
Педагог. Ребята, мне тоже очень понравилось наше занятие. Понравилось, как вы сегодня работали на занятии: правильно отвечали на вопросы, читали слоги, писали! Вы Молодцы! И за это я хочу вам вручить медальки «Молодец!» и угостить вас! Спасибо вам, ребята! Идите отдыхайте!