Юлия Тришина
Организованная образовательная деятельность «Мой дом» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Мой дом
Возраст: Средняя дошкольная группа (4-5 лет)
Направление: Познавательно-речевое
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Интегрированные виды детской деятельности:
Познавательно-игровая, коммуникативно-познавательная, музыкально-игровая, двигательно-игровая, конструктивно-познавательная
Публикация «Организованная образовательная деятельность „Мой дом“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Педагогические технологии: ЗОЖ технология, интерактивные педагогические технологии Социоигровая технология В. Букатова - «Ритуал начала и конца занятия», «Рефлексия».
Цель: Сформировать у детей положительное представление о доме. Закрепить у детей знания о понятии «дом»
Задачи:
Познавательное развитие: Овладевание действиями замещения с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе. Закреплять умение детей соотносить реальный объект (конструкцию) со схемой. Развитие пространственных представлений о направлениях, употребление наречий «направо», «налево» и предлогов «перед», «за» Систематизировать представления детей о назначении дома, помочь им осознать значимость дома в жизни каждого человека. Обобщить, систематизировать знания о различных видах жилья человека, формировать стремление к познанию окружающего мира закрепить понятия «адрес». Закрепить знания детей о жилищах животных.
Речевое развитие: Развивать связную речь, умение выстраивать распространённые предложения, применять относительные прилагательные, сложные слова.
Социально- коммуникативное развитие: развивать вербальное, пространственно-образное мышление; воображение, Формировать эмоционально – ценностное отношение к своему дому Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, формировать навыки соблюдать элементарные правила культуры и гигиены, воспитывать нравственные качества и заботливое отношение к своему дому, упражнять в понимании пространственных отношений и предлогов, обозначающих их; упражнение в сличении геометрических форм; Развивать у воспитанников навыки совместной деятельность, сотрудничества
Художественно- эстетическое развитие: развивать конструктивное мышление, развивать художественное – эстетическое восприятие.
Физическое развитие: развивать крупную и мелкую моторики, формирование представлений об опасных для человека ситуациях в подъезде дома и способах поведения в них, развитие зрительного восприятия.
Материал: Картинки с изображением жилых построек, с жилищами животных, мяч. Мальберты на которых размещены схемы домов, контейнеры со строительным материалом (кирпичики, кубики, призма, брусок, макет дома, мягкая игрушка Кошка Мурка, «Русская плясовая»
Предварительная работа: рисование «Дом в котором я живу», «Сказочный домик», «Чей это дом?»; конструирование «Маленький и высокий дом», «Домик для куклы Барби», аппликация «Чей дом?», «Городок» (конструирование из геометрических фигур, участие в конкурсе рисунков «Мой дом», «Мой любимый уголок города» рассматривание иллюстраций и фотографий, беседы на темы «Город» и «Дом» ,просмотр презентаций: «Дом», «Кто где живет?» Чтение художественной литературы, знакомство с народным устным словотворчеством по темам «Дом, «Город», дидактические игры «Чей домик», «Кто где живет?», демонстрационный материал «Какие бывают дома»
Словарная работа: адрес, жилье, порядок, беспорядок, жилище.
Ход занятия:
Приветствие
(Дети входят в зал под спокойную мелодию)
- Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Здравствуйте, гости и дети! Здравствуйте всем! (Здравствуйте)
Мы ногами топ-топ, топают ногами
Мы руками хлоп-хлоп! хлопают руками
Мы глазами миг-миг моргают глазами
Мы плечами чик-чик. поднимают - опускают плечи
Раз-два, раз-два
Нам здороваться пора.
Привет! машут рукой
Ну, а мы, ребята, начинаем и всем здоровья желаем.
Создание игровой мотивации
Воспитатель обращает внимание детей на макет дома и спрятанную за домом мягкую игрушку Кошку
- Ребята, посмотрите, кто это выглядывает там из-за домика. (Ответы детей)
- Да это кошка, а это- ее домик. Как называется сказка где есть дом и кошка. («Кошкин дом»)
-Верно. Эта Кошка из сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом»
Дидактическая игра «Из какой сказки?»
- Кто вспомнит и назовет сказки про животных, у которых был домик?
Какие сказки вы знаете еще где говорится о домах. («Теремок», «Лиса и петух, «Руковичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Три поросенка»)
- Правильно, молодцы, много сказок назвали. .
Загадка «Дом»
-Ребята я вам загадаю загадку, а вы ее постарайтесь отгадать.
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый. (Дом)
-Все верно! Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое дом.
Дидактическая игра «Мой дом». (Составление рассказа о доме).
- Ребята, Кошка хочет вам рассказать о своем доме. Может кто-то из вас хочет помочь ей, составить рассказ о доме?
(Воспитатель приглашает 2-3 детей рассказать о домике.)
- Кошкин дом - деревянный, он двух этажный, у него есть окна, двери, называются части домика (стены, крыша, дверь, труба, пол)
Тили-бом, тили-бом какой красивый кошкин дом!
Дидактическая игра «Кошкин дом» (на закрепление предлогов «в, на, за, из» и наречий «Вокруг, окололо, налево, направо»)
(Воспитатель просит детей сесть за столы, где на каждого ребенка приготовлен фланелеграф, домик условный заместитель- кружок серого цвета средней величины, означающий Кошку)
- Ребята, Кошка решила немного с вами поиграть. Посмотрите на свои фланелеграфы у вас есть домик и условный заместитель кружок серого цвета средней величины, обозначающий Кошку. Сейчас я вам буду говорить и показывать куда пойдет Кошка, вы же будете располагать на своих фланелеграфах свой знак- Кошку в той последовательности, которую я вам назову.
(Воспитатель называет и показывает с помощью мягкой игрушки места, где находится кошка, а дети самостоятельно располагают условные заместители на своих фланелеграфах).
- Обратите внимание, где сидит ваша Кошка? (В домике)
- Правильно Кошка сидит в домике, но вот она решила пойти в погулять. Что она сделала? (Вышла из домика)
-И где она оказалась (Перед домиком)
-Но она захотела от вас спрятаться. Где спряталась Кошка? (за домиком)
-Верно, кошка спряталась за домиком. Посмотрите, она оказывается умеет лазить по крышам. Где же она теперь находится? (на крыше)
-Молодцы! Но она оказалась такая шустрая, что спрыгнула с крыши и оказалась около домика. Подумала, она подумала и пошла гулять вокруг домика. Ходит она ходит и думает, вот у меня есть домик, а где же живут другие звери и птицы. Давайте поможем ей, подскажем где они живут. Договорились?
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Воспитатель показывает картинки с изображением жилища животных и птиц, задает вопросы. Дети отвечают.
- Кто скажет где живет медведь? (В берлоге)
- Верно. А кто живет в гнезде (Птицы)
- Чей дом называется нора? (Мышки, лисички)
- Как называется домик белки (Дупло)
- Молодцы, Ребята, послушайте стихотворение о домах
Прослушивание стихотворения «Дома бывают разные»
(автор неизвестен)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
Зеленые и красные
Далекие и близкие.
Панельные, кирпичные…
Вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные –
Дома бывают разные.
Беседа на тему «Дом»
- Ребята, у каждого есть дом, которому мы радуемся. Дом - это место, где вы живете со своей семьей. Наличие дома - это то, что необходимо каждому человеку, Дома бывают разные и называют их по-разному. Человечество на протяжении веков стремится создать себе покой и уют, придумывать все новые удобства. Ребята, в далекие времена люди жили в пещерах. Только со временем они научились строить дома. Сначала это были землянки, затем деревянные избы, каменные дома. Сейчас это большие многоэтажные кирпичные, панельные дома. В каждой стране дома разные. Они отвечают своеобразному образу жизни людей и называются по –разному, но все отвечают своеобразному образу жизни людей
(Воспитатель показывает иллюстрацию с видами домов)
- Посмотрите: у индейцев – это вигвам, в Казахстане и Монголии – юрга, иглу- у эскимосов и других коренных народов севера, в степях- это мазанки, а Украине -хата, или курень, Общим словом мы называем это жилище людей. А традиционное жилище русского народа называется изба. Кто-то из вас живет в квартире многоэтажного дома, кто-то живет в своем собственном небольшом одноэтажном доме.
- Ребята, дом расположен на какой- улице. А вы знаете как называется улица на которой расположен наш детский сад? (Ответы детей)
- А как называется наш город?
- Ребята, скажите, пожалуйста, в нашем городе много разных домов? (Ответы детей)
Психогимнастика.
Дидактическая игра на закрепления наречий «направо», «налево» и предлога «перед
».
-Давайте все мы представим себе, что мы идём по улице, посмотрите, как много вокруг разных домов. Посмотрите направо –видите какой очень красивый дом, покажите, как вы удивляетесь этой красоте. (Дети показывают удивление)
- А вот теперь посмотрите налево, дом серый, некрасивый, какое чувство вы испытываете при виде этого дома? (расстройство, огорчение) (Дети показывают огорчение.)
- Теперь посмотрите прямо- видите, это ваш родной дом И какое чувство мы испытаем при виде родного дома (Радость, счастья)
-Верно! Давайте покажем нашу радость. (Дети показывают радость)
Дидактическая игра с мячом «Из чего построен дом?
-Ребята, давайте с вами поиграем и вспомним из каких строительных материалов строят дома? Я показываю вам картинку называю строительный материал и бросаю мяч, а вы должны сказать какой дом построен из данного материала? Например:
Дом из кирпича – (кирпичный,
… из камня – (каменный,
… из дерева – (деревянный,
… из панелей – (панельный).
-А еще поиграем? (Ответ детей)
(Воспитатель называет слова дерево, стекло, бетон, глина, камень, солома, лед).
Дидактическая игра «Кто строит дом»
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением профессий строителей, дети называют профессии
- Молодцы верно отвечали. Ребята, для того чтобы выстроить дом, потрудилось много людей. Какие профессии потребуются для строительства дома. (Ответы детей)
- Верно. чтобы построить дом нужно быть архитектором, строителем, каменщиком, плотником и т. д.
Физминутка «Строим дом»
Тук, тук, молоток. (Дети стучат кулачком правой руки по ладони левой.) Строим, строим новый дом.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх.) Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу-сомкнуть руки над
головой.)
Дом с трубой и красной крышей. (Поднимают руки вверх и затем изображают крышу.)
Дом большой и видный вышел. (Разводят руки в стороны.)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед.)
Беседа о правилах безопасности
- У каждого дома есть свой номер. Каждый дом находится на какой-либо улице города или деревни, у каждой улицы есть свое название. А как одним словом мы называем номер дома, квартиры, название города (деревни) и улицы? (Адрес)
- Верно, адрес. Для чего же людям нужен адрес? (Ответы детей)
- Дом, в котором ты прописан, называется родным домом. Ребята и наша группа для вас тоже стала вторым родным домом. Свой родной дом нужно беречь, содержать в чистоте и красоте. Чистота и красота нашего дома зависит от нас с вами. Что мы должны для этого делать (Ответы детей).
- Ребята, в доме кроме вас проживает еще много людей, и к ним надо следует относиться с уважением и соблюдать определенные правила культуры поведения и проживания в доме. Как следует поступать? (Ответы детей)
-Верно, играть с товарищами на лестнице и в подъезде невежливо. Вдруг кто-то из соседей болен, или отдыхает, а может кто-то работает, а всякий шум мешает этим людям. Поэтому играть удобнее и вежливее во дворе. Скажите, пожалуйста, если вдруг, родителям придется ненадолго оставить вас одних дома, то как вы себя поведете! О чем следует помнить? (Ответы детей)
- А если в это время, когда вы одни в дверь позвонят, что нужно делать? (Ответы детей)
- Все правильно, нельзя открывать двери незнакомым людям в целях личной безопасности. А также правильно и то, что нельзя играть со спичками, зажигать дома или в подъезде пикарды, включать электрические приборы, и устраивать дома беспорядок. Послушайте как говорится в пословицах и поговорках о чистоте и порядке в доме, о ее хозяевах.
Пословицы и поговорки о доме.
• Всякий дом хозяином держится.
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• Горе тому, кто непорядком живет в дому.
• Коли изба крива – хозяйка плоха.
• Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
• Порядок в доме есть - хозяину честь
-Ребята, посмотрите –ка, кошка наша что-то загрустила в своем домике, и я, кажется, догадываюсь почему. Помните в сказке у нее были племянники, маленькие котята, которые не имели своего домика. Нашей кошке стало стыдно и жалко их, она решила построить им домики. Давайте мы ей поможем.
Дидактическая игра «Домик для котят» - конструирование по заданной схеме
Для этого у вас на мольбертах есть схемы, по которым вы и будете строить домики для гостей, а на столах стоят контейнеры со строительным материалом. Выберете нужные детали для постройки. Будьте внимательны, хорошо рассмотрите заданную схему. Какие детали вам понадобятся для работы? (Кирпичики, кубики, призма, брусок)
- Правильно! Можете приступать к строительству домиков для котят
(Дети строят постройки по заданным схемам)
- Молодцы! Красивые дома построили для котят. Кошка так обрадовалась, что убежала их искать, чтобы пригласить их жить в этих домиках. Уважаемые гости, кто желает посмотреть наши домики, милости просим! Ну, я вам, ребята, предлагаю немного отдохнуть
Физминутка «Потрудились — отдохнём»
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
Рефлексия:
- Ребята вы все хорошо поработали, старались. Мне с вами было интересно. А Вам? Ребята, скажите, пожалуйста, что вы сегодня нового узнали?. Что мы с вами делали? Что вы увидели? Что услышали? (Ответы детей)
- Верно! Но посмотрите, Кошка оказывается вам приготовила угощение конфеты к чаю А сейчас нам пора собираться на прогулку, поэтому давайте попрощаемся с нашими гостями пригласим их еще к нам в гости.
Прощание с гостями
Приходите еще в гости к нам,
Всегда рады мы гостям!
Будем чай пить с пирогом.
У нас очень уютный дом,
Не богат и не большой,
Но зато наш дом с душой.
А сейчас всем гостям на прощание
Скажем дружно - До свидания!
(Дети уходят из зала)
Литература
1. Планы занятий по программе «Развитие» Л. А Венгера для средней группы
Хрестоматия для детей 3-5 лет «День за днем» к программе «Развитие» Л. А Венгера для 2 мл группы, И. А. Астаськова
2. «Организация деятельности детей на прогулке младший возраст- в помощь педагогу
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Развитие +» под редакциейА. И. Булычевой. М. : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2012
4. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду»;
5. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
6. Е. П. Пименова «Пальчиковые игры» Из-во «Феникс» 2007г.