Валентина Владимировна Шкляева
Организованная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Бережём энергию»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
• способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
• привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
• создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
Публикация «Организованная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста „Бережём энергию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Энергосбережение. Бережем электроэнергию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
• вовлекать дошкольников в полезную деятельность по энерго и ресурсосбережению.
Интеграция образовательных областей : "Познание", "Коммуникация".
Возраст детей : 5 - 6 лет.
Оборудование и материалы: картинки: Электрошка, солнце, электростанция, холодильник, чайник, утюг; плакаты по энергосбережению.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, наблюдение за электрической лампочкой, за солнцем.
Ход занятия:
Перед доской на столе лежит лампочка. Дети обращают на нее внимание. Задают вопрос воспитателю.
Дети: для чего у нас в группе появилась лампочка?
Воспитатель: это наш сегодняшний гость. Послушайте про него стихотворение.
Н. Кнушевицкая
В доме нашем солнышко
Есть и не одно,
Тут же загорается
Станет лишь темно.
Я нажму на кнопочку —
И сейчас же свет
Льется, освещает все,
Темноты уж нет.
Всюду отражаются
Яркие лучи:
В комнате — от зеркала,
В кухне — от печи.
Пусть темно на улице,
А у нас все день,
Убежала, спряталась
В дальний угол тень.
Солнышко послушное
В доме у меня:
Вот нажму на кнопочку
И не станет дня!
Воспитатель: И так ребята, что это? Как догадались? Правильно ребята, сегодня у нас в гостях электрическая лампочка Электрошка.
Как вы думаете ребята, почему Электрошка хочет включится в розетку?
(Ответы детей)
Воспитатель: правильно, нашему Электрошке нужна энергия. А что такое энергия?
Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. Она может ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить.
А энергосбережение – это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, но и сбережение энергоресурсов. Это забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля. Для этого необходимо научиться использовать энергию эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде.
Главным источником энергии на земле является Солнце.
Оно дает нам неограниченное количество энергии. Солнце излучает огромные потоки света и тепла, приводя в движение ветер и воду, дает жизнь людям, животным, растениям. Солнечные лучи достигают Земли за 8 минут 15 секунд. Каждую секунду наша планета получает около 50 млрд. кВт/ч солнечной энергии, что соответствует мощности 150 миллионов крупных электростанций.
Воспитатель. Как вы думаете, что такое электричество и откуда оно приходит в наши дома. (предположения и ответы детей)
Электрический ток на электростанциях вырабатывают специальные машины – генераторы (показываю картинку)
Чтобы генератор давал электрический ток, внутри него должны вращаться лопасти турбины.
Струя пара или воды силой бьет по лопастям, турбина вращается, генератор вырабатывает электрический ток, который по проводам попадает в города и села, на заводы и фермы в школы, жилые дома.
Какую пользу электричество приносит человеку?
Какие электроприборы вы знаете? (ответы детей).
Давайте поиграем. Я буду загадывать загадки об электроприборах.
По волнам назад, вперед
Ходит белый пароход.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать,
Остановишь – горе
Продырявит море. (Утюг)
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит,
А как проснется –
Ярким пламенем зальется. (Лампа)
В нашей кухне круглый год
Дед Мороз в углу живет (Холодильник)
Что за машина?
Воды наберет, белье постирает и отожмет
Жаль не умеет его просушить
И в шкаф аккуратно на полки сложить. (Стиральная машина)
Чудеса по вечерам я показываю вам
На моем, друзья, экране
То моря шумят в тумане, то плоды качает сад
Есть программы для ребят. (Телевизор)
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер ТУ
Он охотно пыль глотает
Не болеет, не чихает. (Пылесос)
Это чудо – агрегат,
На кухне нужный аппарат
С посудой справляется он без нас –
Вымоет, высушит, просто класс. (Посудомойка)
Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас сыграем в игру.
Игра-этюд «Что мы делаем - не скажем. Что мы делаем - покажем»
Стиральная машина (дети показывают руками, что она делает – стирает)
Посудомоечная машина – моет
Утюг электрический – гладит.
Пылесос – пылесосит.
Холодильник – морозит.
Магнитофон – звучит музыка дети танцуют.
Воспитатель. Как вы думаете, что случится если электростанции остановятся и мы не будем получать электроэнергию (предположения детей)
Давным – давно, когда еще не было открыто электричество, люди умели обходиться без электроприборов. Расскажите, как можно обойтись без холодильника, электроплиты, утюга, пылесоса, радио и телевизора, электролампы, калькулятора.
Дети. (Отвечают поочередно.)
Если нет холодильника, продукты можно хранить в погребе. Приготовить обед можно на печке, на костре. Пол можно подмести веником. Вместо просмотра телевизора можно почитать. Если не работает радио, новости можно узнать из газеты. Если нет магнитофона, можно песню спеть самому. Считать можно на счетах. Нет света – надо зажечь свечи.
Воспитатель: Наш гость Электроша хочет утроить эстафеты, чтобы зарядится энергией. Делимся на 2 команды и встаем в 2 ряда друг за другом.
1. Эстафета «Лампочка»
В руках первого участника лампочка (кегля). По сигналу ведущего он выбегает, добегает до стойки, оббегает её и возвращается, передаёт эстафету следующему участнику.
2. Эстафета «Разноцветные лампочки»
На полу разноцветные фигурки. У каждой команды свой цвет. По сигналу первые игроки бегут собирать «лампочки» своего цвета. То же выполняют следующие участники.
3. Игра для детей «День и ночь».
Лампочка белого цвета символизирует день так, как она не включена, желтого цвета – ночь, так как уже темно и надо включать электроприборы. Это сигналы. Белая лампочка - можно бегать, прыгать, шуметь; на желтую лампочку дети должны замереть на месте и не шевелиться.
4. Конкурс «Нарисуй лампочку»
Каждый участник команды рисует горящую лампочку на доске на время.
5. эстафета «Проведи в свой дом электричество»
У команды 5 скакалок. По сигналу команде нужно связать между собой скакалки (провода, протянуть электричество по группе. Кто быстрее - побеждает.
Воспитатель. Молодцы! Электроша благодарит вас! Вы ловкие, смелые.
Воспитатель. Электричество служит людям. А может ли оно быть опасным? (ответы предположения детей)
Электричество и электроприборы при неправильном обращении представляют серьезную опасность. Поэтому при обращении с электроприборами вы должны помнить следующие правила (показываю картинку иллюстрирующие каждое привило)
- Самое главное правило, детям пользоваться электроприборами можно только в присутствии взрослых.
- Уходя из дома, надо выключить электроприборы, вынуть вилки шнуров из розеток.
При этом нельзя вытягивать вилку за электропровод он может порваться.
- Нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Вас может ударить током.
- Вода и электричество, оказавшись вместе, становятся очень опасными, поэтому запрещено протирать электроприборы влажной тряпкой, нельзя трогать розетки шнуры мокрыми руками.
- Нельзя трогать розетки и вставлять в них какие- либо предметы, вас может ударить током.
-Нельзя трогать заднюю стенку холодильника и телевизора, так же может ударить током.
- Если дома нет взрослых, не включайте электроприборы. Это опасно!
Современный человек с трудом может обойтись без электричества. С каждым годом его требуется все больше. Поэтому электроэнергию нужно беречь. Не тратить ее понапрасну.
В наше время существуют энергосберегающие лампочки, которые по сравнению с обычными расходуют электроэнергии в 5 раз меньше (покажу энергосберегающую лампочку)
Люди научилась сохранять электричество в батарейках и аккумуляторах. Назовите приборы, которые могут работать на батарейках.
Дети. (Отвечают)
Магнитофон, часы, фонарь, калькулятор, игрушки, телефон.
Воспитатель: Теперь вы знаете, зачем нам людям нужна энергия. Как беречь энергию теперь вы тоже знаете и можете помочь своим родителям!
Воспитатель: А теперь для нашего гостя Электроши сделаем друзей!
Берем шаблоны, ножницы, фломастеры, клей. Раскрашиваем лампочки, вырезываем, склеиваем части.
Посмотрите, какие красивые лампочки у нас получились!
Воспитатель: В благодарность вам за вашу помощь. Электроша принес подарки! Вот такие желтые воздушные «лампочки».
Берегите свет!
Мы привыкли
жить с удобством:
Газ, вода и свет в дому.
Если что-нибудь пропало,
Как относимся к тому?
Свет погас, как неудобно,
Неуютно, тяжело.
Кажется, на всей планете
Свет погас, везде темно.
Вот ведь как бывает, люди!
Что имеем — не храним.
Экономить перестали,
Про «беречь» — не говорим.
Обращаемся с призывом
И даё м вам всем совет:
Берегите электроэнергию!