Ольга Кочергина
Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Вступительное слово
В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. Разработаны и внедрены в практику вариативные модели сопровождения, которые соответствуют приоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизации российского образования.
2 слайд
Публикация «Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Под моделью деятельности педагога-психолога понимается последовательность организационных форм работы, обеспечивающих комплексное сопровождение развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.
3 слайд
Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное развитие ребенка на всех этапах детства.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.
4 слайд
Основными направлениями психологического сопровождения являются:
1. Психодиагностика. Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач ДОУ.
2. Коррекционно - развивающее направление. Осуществляется с целью создания условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.
3. Психологическое консультирование. Осуществляется с целью оказания помощи родителям и педагогам в раскрытии потенциальных и реальных возможностей ребёнка, особенностей развития, в поиске адекватных взаимоотношений на пути самореализации воспитанника.
Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.
4. Психологическое просвещение. Осуществляется с целью повышения психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией:
-Подбор и распространение психолого-педагогической литературы и развивающих игр – организация библиотеки для родителей, лекотеки для детей
-Оформление наглядных материалов по вопросам развития детей
-Участие в родительских собраниях
-Оформление наглядных материалов по вопросам развития детей
-Организация и проведение тренингов, консультаций, дискуссий и др.
-Дни открытых дверей
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
5 слайд
Примерный перечень тем для психологического просвещения
Педагоги
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы работы с семьей.
6 слайд
Родители
1. Адаптация ребенка к ДОУ.
2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, агрессивности, ухода от деятельности и прочее.
5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
6. Психологическая готовность к обучению.
7. Половое воспитание и развитие.
Данный список можно бесконечно пополнять, это зависит того, как психолог может своевременно реагировать на проблемные ситуации, возникающие в ДОУ а также их предотвращать.
7 слайд
ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
В целях упорядочения работы педагога-психолога, определения ее места в общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки ее эффективности, введены следующие формы документации:
1. Годовой план работы педагога-психолога образовательного учреждения.
2. Журнал учета проведенной работы, в котором отмечаются дата и время выполнения работы по видам (диагностическая, развивающая, консультативная, просветительская).
3. График работы (циклограмма) на неделю.
4. Программы и методики, используемые в работе педагога - психолога.
5. Аналитический отчет о работе педагога – психолога за год.
8 слайд
Приступая к работе в ДОУ, педагог-психолог должен руководствоваться следующими документами, определяющих перечень своих обязанностей.
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Закон Российской Федерации №3266-1 от 10.06.92 (в. редакции Федерального Закона от 13.01.96 №12-ФЗ) "Об образовании" (статьи 53, 54, 55, 56).
2. Инструктивное письмо №16 от 27.04.89 Госкомитета СССР по народному образованию "О введении должности психолога в учреждениях народного образования".
3. Приказ Министерства образования РФ от 22.10.99. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».
4. Письмо Министерства образования РФ от 1.03.99. №3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
5. Решение коллегии Министерства образования РФ от 29.03.95 №7/1 "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ".
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 26.08.2010№761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
7. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ №7 от 28. 01.97.
9 слайд
Оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями психологической деятельности.
Психологический кабинет является основным «рабочим» местом психолога, следовательно, в нем должны быть объединены «рабочие» зоны специалиста.
Первая профессиональная зона — пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности.
10 слайд
Вторая профессиональная зона психологического кабинета — пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности.
11 слайд
Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности психолога.
Деятельность психолога осуществляется в рамках программы, по которой работает данное дошкольное учреждение. Психолог должен знать содержание программы, требования и соотносить ее цели и задачи со своей деятельностью. Кроме этого он должен владеть необходимым набором методических разработок для работы с детьми-дошкольниками. Это:
•разработки по развитию эмоциональной сферы ребенка (Пазухина И. А. ; Куражевой Н. Ю. ; Крюкова С. В.);
•по адаптации ребенка к детскому саду (А. С. Роньжина, В. Алямовская);
•методические разработки по коррекции агрессивности, тревожности, гиперактивности (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, авт. программа А. И. Захарова);
•методические разработки по коррекции и развитию позновательных процессов (В. Л. Шарохина)
•диагностики уровня психического развития (из авт. программ А. И. Захарова, Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной, М. И. Ильиной, Венгера А. Л. и др.);
•диагностики выявления индивидуально-личностных особенностей ребенка (А. И. Захарова, Т. И. Чирковой);
При работе с педагогическим персоналом использовать эффективные и апробированные на сегодняшний день техники: сказкотерапии (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, арт-терапии (Л. Д. Лебедева, телесно-ори-ентированной терапии В. Ю. Баскаков, групповых занятий (И. В. Вачков).
Эффективность любого вида деятельности зависит от качественного ее исполнения. В связи с этим педагог-психолог д/у должен четко себе представлять какими методами и приёмами он будет добиваться постав-ленных задач.
12 слайд
Заключение
Для ребенка-дошкольника важным «институтом» его социализации является детский сад. Из детского сада ребенок вынесет в школьную жизнь - навыки общения со сверстниками и взрослыми, представления о характере взаимоотношений между людьми и о своем месте в этих взаимоотношениях. Детский сад для ребенка есть та среда, которая ему необходима для дальнейшего благополучного физического и нервно-психического развития. Для создания такой среды в детском саду требуется большая работа.
Пропаганда гармоничного, эмоционально-благополучного развития ребёнка и создание адекватных условий для его осуществления в семье и детском саду является важной задачей педагога-психолога.