тамара папст
Организация занятий по развитию речи детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Организация занятий
по развитию речи детей 4—5 лет
Основные задачи, решаемые на занятиях по развитию лексико- грамматических средств речи, — развитие словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.
Публикация «Организация занятий по развитию речи детей 4–5 лет» размещена в разделах
При проведении словарной работы наименования изучаемых предметов и явлений вводятся сначала в пассивную, затем в активную речь детей в процессе их систематического ознакомления с окружающим миром. Словарный запас детей обогащается прежде всего за счет существительных, глаголов и прилагательных. Особого внимания требует глагольный словарь — на каждом логопедическом занятии уделяется внимание упражнениям, направленным на активизацию наиболее употребительных глаголов. Так же постепенно активный словарь детей вводятся слова, обозначающих элементарные родовые понятия, что возможно только при овладении детьми практическими навыками группировки изучаемых объектов.
Для формирования грамматического строя речи необходимо включать в систему обучения разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций. Таковыми являются упражнения на согласование различных частей речи, образование наиболее продуктивных словообразовательных моделей, построение простых предложений.
При развитии у детей связной речи необходимо формировать умение хорошо и точно понимать обращенную речь, вступать в диалог со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы сначала кратко, а со временем — и в форме развернутых высказываний. Наиболее доступной для детей в этом возрасте является диалогическая речь, поскольку в естественных условиях воспитания овладение языком идет именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребенка и взрослого человека.
Каждая лексическая тема изучается в течение трех занятий. На первом занятии происходит знакомство с изучаемыми в рамках одной лексической темы предметами и явлениями, их особенностями, выделяют их качественные характеристики и свойства. При этом широко применяются наглядные методы обучения — демонстрации натуральных предметов и их изображений, действий с ними, а также игры-занятия типа «День рождения».
На втором занятии происходит углубление знаний детей о предметах, явлениях природы. На этом занятии дети обучаются словесным навыкам последовательного анализа предметов окружающего мира.
Третье занятие, как правило, посвящено формированию связной, преимущественно диалогической речи.
Таким образом, дети получают целостное представление об изучаемой лексической теме и прочно овладевают навыками правильного грамматического оформления своих высказываний на заданную тему.