Чесова Мадина Расуловна
Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим «Огород на окне»
Характеристика проекта
Доминирующий метод проекта: познавательный, творческий.
Характер содержания: воспитатель, дети, родители
Характер участия ребё нка в проекте: участник.
Характер контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы.
Продолжительность: 2 месяца.
Сроки проведения:
Возраст детей: 4-5 лет
Публикация «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим „Огород на окне“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Огород. Конспекты занятий
- Огороды на подоконнике
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Темочки
Актуальность проекта
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан «Огород на окне», который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода.
Цель проекта
Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи проекта
1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, петрушка, горох, фасоль салат, цветы);
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результата
Содержание проекта
Данный проект представляет собой деятельность по развитию познавательных, исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста. Проект "Огород на окне" поможет воспитанникам закрепить и расширить представления об окружающем мире, об овощных культурах. Дети знакомятся с разнообразием овощных культур, их структурой, строением и способами ухода за растениями. При исследовательской деятельности воспитанники старшей группы знакомятся с тем, в каких условиях растение растет, цветет и развивается. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, приводить собственные умозаключения. Результаты наблюдений дети реализуют в своем творчестве – рисунках, аппликациях, лепке.
В процессе реализации данного проекта обогащается словарный запас ребенка; дети учатся отгадывать загадки, заучивать пословицы и поговорки, рассказывать и сочинять сказки об овощах ставить перед собой цель. Формируется положительное взаимоотношение ребенка со взрослыми и сверстниками; ребенком приобретаются навыки сотрудничества, и развивается чувство общности в группе.
Направление деятельности :
Работа с родителями
1. Беседа с родителями «Огород на подоконнике».
2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3. Создание родителями декоративных фигур для огорода на участке.
Работа с детьми Посадка семян, уход за будущими растениями. НОД. Беседы, наблюдения, опыты, экологические игры,заучивание загадок, стихотворений, аппликация, лепка, рисование.
Предполагаемый результат
1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6. Создание в группе огорода на подоконнике.
7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
8. Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом:
1 этап (подготовительный) : определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя
Содержание Формы работы Сроки проведения
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Беседа с родителями
«Воспитываем любовь к живой природе» 1 неделя марта
Просвещать родителей по данной теме. Консультация для родителей на тему «Любовь к природе воспитываем с детства» 1 неделя марта
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Подготовка к высадке рисунков «Сад – огород».Подбор иллюстраций «Дикорастущие и культурные растения». Составление картотеки загадок «Овощи и фрукты». 1 неделя марта
2 этап (основной) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
Содержание Форма работы Срок проведения
Экологическая прогулка в страну растений посредством художественной литературы. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях, загадывание загадок об овощах
2 неделя марта
«Дикорастущие и культурные растения» НОД 2 неделя марта
Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Практическая деятельность :«Сеем наш огород». Практическая деятельность : посадка лука, чеснока, укропа, петрушки, фасоли 3 неделя марта
Наблюдения «Рост растений», опыт «Солнце, земля, вода для растений навсегда!». Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, семян Опыт – наблюдение за ростом лука, чеснока, укропа, петрушки, фасоли 3 неделя марта
Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (вода, свет, тепло) Труд в уголке «Огород на окне» 4 неделя марта
Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). Опыт - наблюдение за ростом лука и других культур в благоприятных и неблагоприятных условиях 4 неделя марта
«Огород на окне» НОД 1 неделя апреля
Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разные. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам Исследовательская деятельность : рассматривание цветочных семян. 1 неделя апреля
Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями Практическая деятельность : выращивание рассады).
2 неделя апреля
Закреплять классификацию растений по ценности для людей Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие растения». 2 неделя апреля
«Царство растений» НОД
Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету Дидактическая игра «Цветочный магазин». 3 неделя апреля
Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Наблюдения: «Растут ли наши растения?» 3 неделя апреля
Подготовить клумбы к высадке рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда. Труд в природе 4 неделя апреля
Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада. Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». 4 неделя апреля
3 этап (заключительный) : Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на подоконнике».
2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3. Создание родителями декоративных фигур для огорода на участке.
По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания для успешного выращивания растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на подоконнике.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Программное содержание:
1. Уточнить знания детей о процессе посадки, упражнять в пикировке растений.
2. Развивать любознательность при уходе за растениями.
3. Воспитывать любовь к природе через бережное отношение к росткам.
Предварительная работа: заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о растениях, посадка и уход за растениями. Составление календаря роста растений.
Материал для занятий.
Посаженные семена в “парник”, лейка, палочки для растений. Схемы роста, посадки. Карточки для игр, фигурки, клеенка, мольберт, указатели необходимых условий.
Словарная работа.
Дренаж керамзитовые камушки, парник, рассада, размножение, пикировка, почва, пушистая, рыхлая.
Методические приемы.
Организовать – опытно – экспериментальную деятельность (пикировку, использование художественное слово, наглядности, сюрпризный момент, игра, игровое упражнение, вводная беседа.
Ход занятия
Дети здороваются с гостями. Воспитатель проводит с детьми игровое упражнение “Здравствуй друг”. (Дети стоят в кругу).
– Здравствуй друг. (Здороваются за руку.)
– Как ты тут? (Рукой по плечу.)
– Где ты был? (Трогают ухо друг друга.)
– Я скучал (Обнимают себя.)
– Ты пришел? (Руки в сторону.)
– Хорошо! (Обнялись друг с другом.)
Воспитатель: А теперь, улыбнитесь, посмотрите друг другу в глаза и передайте свое хорошее настроение. Молодцы, садитесь.
(Входит грустный садовник, несет сухой цветок.)
Воспитатель: Вы кто?
Садовник: Я – садовник. Здравствуйте. Только начинающий садовник и пришел к вам за помощью. Вы не подскажите мне, почему у него пожелтели веточки и почему он не цветет?
Воспитатель: Ребята, подумайте, что могло случиться с цветком? Ребята, потрогайте землю, может быть она сухая или наоборот, сильно залили водой и корни стали гнить (Дети трогают почву и рассуждают.)
(Воспитатель обращается к садовнику.)
– Оставайтесь с нами на занятии, мы как раз сегодня будем разговаривать о растениях.
Садовник: Как интересно! Я садовник начинающей и многое не знаю (садовник осматривает группу и замечает огород на окне). А что это у вас?
Дети: Огород.
Садовник: Огород на окне?
Дети: Да.
Садовник: Какая посуда интересная.
Воспитатель: Дети, а как она называется?
Дети: Парник.
Садовник: А что это такое? (Ответы детей.)
Садовник: Ребята, а что у вас земли не хватило, почему у вас парник не полный до краев? (Ответы детей.)
Садовник: А земля, какая мягкая, пушистая, где вы ее взяли?
Дети: В магазине.
Воспитатель уточняет: Землю продают специально для рассады, поэтому она мягкая, рыхлая.
Садовник: А что растет на вашем огороде?
Ребенок: А вы отгадайте:
Как на нашей грядке
Выросли загадки.
Сочные, да крупные
Вот такие круглые.
Летом зеленеют
А осенью краснеют
Садовник: Помидор.
Воспитатель: Подает садовнику указатель, где нарисован помидор и просит поставить указатель (садовник ошибается, дети подсказывают).
Садовник: А что у вас еще посажено?
Дети: Укроп и салат.
(Садовник ставит указатели. Дети проверяют.)
Физминутка “Овощи”.
Воспитатель: А сейчас дети, мы расскажем по схеме, как мы с вами садили нашу рассаду.
Пустая емкость – дренаж – земля – семечко (дети рассказывают по схеме). Воспитатель меняет схему на схему, что необходимо для роста растений. Свет – тепло – вода (дети рассказывают по схеме)
Садовник: Ой, какие вы умные, все знаете, а я сейчас поиграю с вами в игру
“Что сначала, что потом”. Перепутаю все карточки, а вы правильно объясните свои действия (дети раскладывают карточки и объясняют свои действия).
Воспитатель: А наши дети еще знают стихи, пословицы, поговорки о растениях.
Ребенок: Доброе семя, добрый всход.
Ребенок: Все в свой срок: придет времечко, вырастет семечко.
Ребенок:
Вырос высокий цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
Воспитатель: Сегодня мы будем пикировать нашу рассаду. Что это такое ребята пикировка?
Дети: Мы будем рассаживать.
Воспитатель: А зачем это нужно? (Ответы детей.) Воспитатель приглашает гостей принять участие в пикировке.
Воспитатель: Ребята, что понравилось вам на занятии? Что было интересного? Что нового узнали? Что бы вы еще хотели узнать? Молодцы ребята, мне понравилось, как вы отвечали на занятии. Садовник благодарит детей и уходит. Дети прощаются с гостями.
Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребёнка.
За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существование экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живёт в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа всё больше «притесняется» : разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озёра, загрязняется вода в реках и морях. Не потому ли мы «вносим природу» в городские квартиры, служебные помещения, офисы, инстинктивно чувствуя опасность остаться вне общения с ней. Сейчас редкая семья не содержит кошки или собаки, попугайчика или черепахи, аквариума или комнатного цветка. Это не удивительно, ведь мы устаём от потока людей и машин, от компьютера и телевизора, от шума, спешки и одиночества в толпе большого города. Вы имеете возможность всесторонне развивать ребё нка: расширять кругозор, приоткрывая одно за другим явления природы- показывая их необычность, взаимосвязь. Все мы в обязательном порядке должны чаще выезжать за город, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. Обращать внимание ребёнка на красоту природы, разнообразие форм и окраски растений, изысканность соцветий, ловкость и грациозность движений животных.
Взрослым, воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинствам и красоте природы. Вовлекать ребёнка в совместную деятельность по выращиванию тех или иных растений, давать посильные поручения по уходу за кошкой, собакой, птицей, вы развиваете в нём чуткость, умение понимать другую жизнь, её самоценность, побуждать ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывать готовность помогать делом. Читайте детям книги о природе, смотрите телепередачи.
Помните, что результаты воспитания проявляются не сразу, эффект педагогических усилий можно обнаружить лишь со временем. Главное вызвать в ребёнке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.
Приложение 3
Загадки об овощах.
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец)
Посреди двора - золотая голова. (Подсолнух)
Голова на ножке,
в голове горошки. (Горох и фасоль)
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Круглая да не мяч,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостиком, да не мышь. (Репа)
Этот овощ тыкве брат —
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок. (Кабачок)
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют. (Огурцы)
Лезут по веревочке
Братья с грядки-горочки.
Эти братья — близнецы,
А зовут их. (Огурцы)
Он в теплице летом жил,
С жарким солнышком дружил.
С ним веселье и задор.
Это — красный. (Помидор)
Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ? (Помидор)
У красавца-толстяка
Ярко-красные бока.
В шляпе с хвостиком синьор —
Круглый спелый. (Помидор)
Желтый мячик в землю врос,
Сверху лишь зеленый хвост.
Держится за грядку крепко
Круглый овощ. Это. (Репка)
Растут на грядке елочки,
Не колют их иголочки.
В земле запрятан ловко
Их корешок. (Морковка)
Под землею подрастала,
Круглой и бордовой стала.
Под дождем на грядке мокла
И попала в борщ к нам. (Свекла)
Сто одежек -
Все без застежек. (Капуста)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Растут на грядке зеленые ветки,
А на них - красные детки. (Помидоры)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом (Картошка, картофель)
Золотое решето
Черных домиков полно. (Подсолнух)
Листья собраны в кочан
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо.
Как зовут ее? (Капуста)
Взяли мы ее одежку,
Соль добавили немножко.
В кадочках теперь не пусто —
В них заквасится. (Капуста)
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать. (Картошку)
Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький. (Лук)
Он на грядке вырастает,
Никого не обижает.
Ну, а плачут все вокруг,
Потому что чистят. (Лук)
Голова, а сверху ус.
Нет, не сладок он на вкус.
Прибежали со всех ног
Мы к обеду рвать. (Чеснок)
На арбуз похожая —
Тоже толстокожая.
К платью желтому привыкла,
Греется на солнце. (Тыква)
Раскололся старый дом:
Было мало места в нем.
Все жильцы встревожены.
Кто они? (Горошины)
Приложение 4
НОД «Царство растений»
Цели:
• Через познавательную активность детей подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир растений; ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные, дать понятие о плодородной почве, семенах, рассаде.
• Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
• Воспитывать любовь к природе.
Ход занятия
1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй солнце золотое».
2. Постановка темы и задач:
-Ребята, сегодня мы познакомимся с «Царством растений». Хотите отправиться в путешествие и побывать в «Царстве растений»?
-А что же такое растение? Это живое существо или нет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что растения это живые существа, они бывают самыми разными: от крошечных водорослей до огромных деревьев. Помимо того, растения отличаются от животных тем, что сами «делают» себе пищу из воздуха и солнечного света).
-Где живут растения? (ответы детей. Подвести к пониманию того, что на Земле очень много видов растений, и они есть буквально повсюду: на полях и в лесах, в горах и пустынях. Кроме воздуха, растениям необходим солнечный свет и вода, поэтому они не живут в тех местах, где очень темно и сухо).
-Ребята, попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения, пропало целое царство-государство: и деревья, и кусты, и травы, и цветы… Что же будет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что станет не только пусто и непривлекательно без растений, но и мы с вами не сможем жить. А почему? (ответы детей).Так как растения вырабатывают кислород, и чем больше на Земле лесов, садов, полей, лугов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче человеку и всем животным дышать. Это одна из причин, почему надо беречь каждый кустик, каждую травинку, где бы они не росли.
-А что нужно растениям для нормального роста и развития? ( ответы детей:вода, воздух, солнечный свет).
-Но не только это, а что же ещё? (ответы детей).
-Ещё нужна плодородная земля-почва. Но почва везде разная. Там где она плодородная, то-есть богата питательными веществами-там растут здоровые растения, а на бедной, скудной-чахлые, слабые!
Далее вспомнить, как сажать семена на грядки, как ухаживать за ростками (поливать, рыхлить, окучивать, удалять сорняки, и пока не собран урожай люди ухаживают за посаженными растениями. Подвести детей к пониманию того, что растения, которые живут только при участии человека, называются Культурными растениями.
Показ картинок: спрашиваю «Где растёт это растение?»( ответы детей: в огороде; в саду; в поле; комнатное растение; на клумбе).
«Физкультминутка»
-А теперь подумайте и скажите, за всеми ли растениями луга, сада, поля ухаживает человек? (дискуссия детей)
-Да, конечно, одни растения растут при помощи человека, а другие сами по себе и называют их Дикорастущими. Выживать им помогает «Матушка-природа». Ветер разносит семена, а когда они попадают в благоприятную почву-прорастают, растут и становятся деревьями до самого синего неба, цветами, которые спорят своей красотой с бабочками, шелковистой травой.
Показ дикорастущих цветов (эти цветы без участия человека, т. е. сами выросли на лугах, полях, лесу).
Показ дикорастущих ягод.
-Кто знает, как эти ягоды называются (клюква, черника, малина, земляника).
-А кто же их посадил? (выросли сами)
-Да они тоже выросли сами и называются (дикорастущие).
-А люди приезжают в лес: отдохнуть, набраться сил, набрать грибов, ягод.
Дикорастущие растения живут посвоим законам-им совсем не нужна помощь человека. Они приспосабливаются к условиям дикой природы сами.
-А сейчас мы с вами будем решать непростые задачки. Ответьте на вопросы:
1) Что любому растению нужно, чтобы оно хорошо росло? (свет, влага, плодородная почва).
2) Долго ли проживёт растение, если оно проросло на неплодородной почве? (нет). Можем ли мы помочь таким растениям? Как? (пересадить в плодородную почву).
3) Игра «Дикорастущие и культурные растения»
-Назову дикорастущее растение-молчок, культурное-хлопок.
Заключительная часть
Сегодня мы узнали, что в «Царстве растений» есть дикорастущие и культурные растения. Перед вами лежат перевёрнутые картинки с изображением дикорастущих и культурных растений. Вам надо их внимательно рассмотреть и определить, какое это растение, где оно растёт, в лесу или в саду, посмотрю, научились ли вы отличать дикорастущие и культурные растения в удивительном «Царстве растений» (Дети смотрят, определяют, подходят и вставляют в кармашки свои карточки. 2-4 детей спросить, почему положили именно сюда).
Дикорастущие
Культурные
Итог:
-Какие растения живут в нашем «Царстве растений»?
-Какие растения мы называем культурными?
-Какие называем дикорастущими?
Похвалить ребят за хорошую работу.