Логунова Алена
Организация экологической тропы на территории ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению эффективности уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, активно обогащается словарный запас. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
Публикация «Организация экологической тропы на территории ДОУ» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения. Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей.
Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение, труд в природе. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.
Задачи создания экологической тропы:
• Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
• Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы; расширять знания об особенностях живой и неживой природы родного края.
• Привлечь детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
• Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.
• Повысить педагогическую компетентность родителей в области экологического воспитания детей.
• Создать условия, обеспечивающие эффективное использование экологической тропы для осуществления эколого-краеведческого образования дошкольников.
ОБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
1. «АЛЛЕЯ СИРЕНИ»
Информация об объекте
Аллея из 4 кустов молодой сирени.
Сирень – это благоухающий кустарник, радующий нас в мае. Его цветы, немного похожие на колокольчики, собраны в пушистые кисти разных цветов и оттенков: от белого до розового, от лилового до фиолетового. Лиловый цвет, чуточку бледный и с розовинкой называют сиреневым. Кусты сирени могут цвести и радовать глаз до сотни лет. Сирень – растение декоративное, его сажают в садах и парках для красоты. Аромат сирени широко используют при изготовлении ароматов (духов) и ароматерапии. А древесину, как и в древности, для изготовления музыкальных инструментов и сувениров. Соцветия сирени – съедобны и из них даже варят варенье. Кроме того, сирень довольно часто используют и в народной медицине, как компонент лекарственных средств.
Внимательно рассмотрите соцветия сирени и попросите ребенка описать их. (ПРИ ВОЗОЖНОСТИ, ЕСЛИ СИРЕНЬ НЕ ЦВЕТЕТ ПРОПУСТИТЬ ЭТОТ МОМЕНТ).
2. «ПЕНЬКИ»
Информация об объекте
Пни различной величины и возраста.
Пень - жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе. Обитатели пня: гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми оборками», мох (это природный компас, древние люди использовали его, чтобы сориентироваться по сторонам света: поселяясь на дереве, мох проявляет своеобразное «постоянство» и расти предпочитает на северной стороне ствола), гипнум кипарисовый (относится к одному из наиболее часто встречающихся видов, в лесу он может покрывать очень большие площади, муравьи.
Воспитатель выясняет со своими воспитанниками, что такое пень (спиленное дерево). С помощью лупы они рассматривают годичные кольца, считают их, определяют, сколько лет было дереву. Затем исследуют, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы, ищут жуков короедов и следы их деятельности, обсуждают роль этих насекомых в природе
Это объект исследования для детей старшего дошкольного возраста
3. «МЕТЕОПЛОЩАДКА»
Информация об объекте
Оборудованная веранда с метеорологическими приборами различного назначения.
Используемые приборы: флюгер, ветряной рукав, термометр, компас; приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми (дождемер, гигрометр, ветряные рукава, султанчики, экваториальные солнечные часы).
Самая необходимая вещь на метеоплощадке – термометр. Термометр позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко»и т. д. Один термометр расположен под крышей самодельного домика, чтобы он был защищён от солнечных лучей, второй такой же укреплён на одном из скатов крыши, под прямыми солнечными лучами.
Таким образом, мы узнаём температуру воздуха на солнце и в тени. На специальном кронштейне, прикреплённом неподвижно к домику, установлен при помощи эластичного крепления детский дождемер. Он выполнен из прозрачной пластиковой мерной кружки, имеющей плоское дно и отрезанного от прозрачной пластиковой канистры «горлышка», которое как обыкновенная лейка установлено в измерительную ёмкость. Местоположение прибора выбрано таким образом, чтобы измерительная шкала находилась на уровне глаз ребёнка. Дождемер служит для измерения количества осадков. Гигрометр - прибор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой, то она раскрывается, если влажный - закрывается.
4. «СУХОЕ ДЕРЕВО»
Информация об объекте
Сухое дерево на территории ДОУ
Цель: формировать чувство бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Воспитатель предлагает ребятам высказать свое мнение: почему дерево засохло? Чем оно отличается от живого? Дети исследуют кору, ветки. Есть ли на дереве насекомые? Как можно помочь деревьям на территории детского сада оставаться как можно дольше живыми?
5. «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»
Информация об объекте
Роща, состоящая из шести берез разного возраста.
Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья. В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы. Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья. Педагог рассказывает об истории: Наши далекие предки к лесу относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, лeca и облака – живая, что она может предупреждать или грозить, пугать или поощрять! Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце.
Издавна это дерево считается символом нашей Родины. В народной и официальной медицине используются преимущественно берёзовые почки, молодые листья. Свежее сырьё выделяет летучие фитонциды с очень сильными бактерицидными свойствами (поэтому воздух помещений, в которых высушиваются листья и берёзовые почки, эффективно обеззараживается). Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, коробок, ковшей, лукошек, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота).
6. «КРАСНАЯ КНИГА»
Информация об объект
Клумба с редкими растениями Кемеровской области
Защита окружающей среды является одной из глобальных проблем современности. Несомненно, сейчас очень важно еще в раннем возрасте начать объяснять детям, что такое бережное отношение к природе, и в частности, рассказать о Красной книге и про редкие растения из Красной книги России.
Беседу с детьми рекомендуется начать с наводящих вопросов о растениях и животных. Например, спросить, какие им известны растения и нужно ли о них заботиться. Это должна быть именно беседа, то есть детям нужно задавать вопросы, с целью получить ответы. Такая форма обучения поможет понять, что дети слушают, и им интересен рассказ, или наоборот.
Далее можно перейти к рассказу о Красной книге. Попробуйте спросить у детей, почему книга такого цвета. Если не будет верного ответа, то расскажите, что этот цвет обозначает опасность, предостережение: «Растения исчезают, и это грозит нам большой опасностью». Объясните, что это одна из самых важных книг не только в России, но и во всем мире. Можно дать короткую справку о Красной книге мира, а затем рассказать о книге нашей страны и о растениях, которые высажены на территории ДОУ.
7. «ПТИЧИЙ ДОМ»
Информация об объекте
Участок для привлечения птиц с большим количеством кормушек и скворечников
Цель создания данного объекта: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.
Дошкольникам доступно понимание того, что в природе есть не только полезные, но и вредные насекомые. В борьбе с ними главная роль, безусловно, принадлежит птицам. Например, вес насекомых, съеденных за сутки небольшой синичкой, равен ее собственному весу. Поэтому так важно заботиться о птицах, привлекать поселяться там, где необходима их помощь, - в плодовых садах, парках и т. п. На участке размещают домики - гнездовья: для мелких насекомых птиц (синиц, горихвосток, мухоловок) ; для стрижей, трясогузок.
На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.
8. «РЯБИНА»
Информация об объекте
Рябина, растущая на территории ДОУ
Это одно из наиболее любимых и почитаемых деревьев в России, это удивительное, неприхотливое дерево, зимостойкое растение, плакучая форма, ароматные цветы, как не заглядеться на рябину, когда она стоит в белом весеннем уборе или осенью, когда горят гроздья ярко-красной рябины! Плоды рябины привлекают птиц, украшают территорию, являются объектом для наблюдения детей. Восприятие рябины полезно для зрения ребенка — пестрота кроны создает расчлененный фон, который дает возможность глазам расслабиться или работать в экономном режиме.
9. «ТРОПА ЗДОРОВЬЯ»
Информация об объекте
«Тропа» из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разнофактурным материалом.
Особое внимание в нашем детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Для этого нами создана «Тропа здоровья». Это рифлёная дорожка, галька, сосновые шишки, песок. «Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка
10. «АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД»
Информация об объекте
Гряда с лекарственными растениями
Аптекарский огород создан для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности. Воспитатель знакомит детей с историей созданий аптекарских огородов в России. Младшие дошкольники рассматривают растения с крупными листьями и цветами, учатся называть их части, получают представления о том, что эти растения нас лечат. В среднем возрасте дети не только рассматривают растения, но и обследуют их определяя форму, цвет, размер, запах. В аптекарском огороде появляются новые экспонаты -подорожник, мать-и-мачеха. В этом возрасте формируется понятие о лечебных свойствах растений. Старшие дошкольники знакомятся с лечебным свойством растений, получают сведения о времени и правилах их сбора.
11. «ОГОРОД»
Информация об объекте
Грядка с овощными культурами
Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.
12. «ЛИСТВЕННИЦА»
Информация об объекте
Лиственница на территории ДОУ
Цель создания объекта: Расширить знания о хвойных растениях: их разнообразии, приспособленности к условиям жизни, роли в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к природе
Объект - интересный представитель хвойных, сбрасывающий листву на зиму. Привлекает детей необычной листвой и шишками.
13. «МОЛОДОЙ ДУБОК»
Информация об объекте
Два молодых дуба на территории ДОУ
Дуб – мощное, величественное дерево. Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы. В Греции дубовая ветка была символом силы, могущества и знатности. Дуб посвящали покровителю искусств – богу Аполлону. В Древнем Риме желуди считались божественными плодами. Древнеримский ученый Плиний Старший так писал про дубы: «Не тронутые веками, одного возраста со вселенной, они поражают своей бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира».
Дуб считали священным деревом и славяне, его посвящали богу молнии и грома – Перуну. В средней полосе нет деревьев, которые превосходили бы дубы размерами. Живут дубы 400–500 лет. Единичные экземпляры достигают возраста около полутора тысяч лет. Самый древний дуб растет в Германии. Его возраст – около 1400 лет. Дуб – дерево светолюбивое. Обращали внимание на ветви дуба? Они многократно изогнутые, словно скрученные, у старых дубов имеют причудливые изгибы. Дело в том, что ветви постоянно тянутся к солнцу, к свету. Вот и меняют направление роста в зависимости от освещения. Цветут дубы в мае. Плоды – желуди – созревают осенью. Полакомиться желудями любят многие лесные жители: кабаны, олени, полевые мыши, сойки. У дуба ценная древесина: плотная, твердая, прочная с красивой текстурой. Ее используют в кораблестроении, мебельном, столярном производстве.
14. «МУРАВЕЙНИК»
Информация об объекте
Искусственно созданный муравейник на прогулочном участке группы раннего возраста
Цель создания объекта: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; сформировать представление о роли муравьёв в жизни леса; воспитывать бережное отношение к муравьям.
Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают. В хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу. Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях. В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи. Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым.
15. «УГОЛОК ПОЛЯ»
Информация об объекте
Гряда с зерновыми культурами (пшеница, рожь, ячмень)
Слово «хлеб» придумали древние греки, а затем германцы переняли это слово в свой язык, на старонемецком это слово звучало как «хлайб». Это слово напоминает нам слово «хлеб».
С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед.
Хлеб имеет очень длинную историю. Еще 15 тысяч лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, однако те злаки отличались от сегодняшних. Древние люди заметили, что брошенные в землю зерна прорастают и возвращаются большим количеством. Первобытные люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Камни, которыми растирали зерно, были первыми жерновами. Крупа являлась первой мукой. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Позже люди научились сервировать стол: на стол клали куски черствого хлеба, которые служили тарелками. Они впитывали влагу. После еды эти так называемые тарелки съедались или отдавались бедным. Хлебом очень гордились.
Весной выезжают в поле трактора. Ими управляют … трактористы. Трактора пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.
Борона – орудие труда похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. Трактор тянет за собой борону, она рыхлит землю.
Дальше нужно бросить в землю семена. Раньше сеяли вручную. Сейчас зерно сеют машины. Их называют сеялки.
За ростом и развитием ростков наблюдает агроном, человек, знающий как правильно выращивать хлеб, как уберечь от болезней колоски и от вредителей.
Если требуется уничтожить вредителей полей, агроном просит помочь в этом летчиков. Самолет над полем разбрызгивает спец. состав лекарственный для растений.
Итак, хлеб созрел. Пора косить. Убирают специальные машины, которые называются – комбайны. Люди, работающие на этих машинах, называются комбайнеры.
Комбайн выполняет много работ: острыми ножами он срезает колоски, внутри есть молотилка, освобождающая зерна от колосьев. Зерно через спец. Рукав сыплется в грузовик, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле.
Зерно везут на элеваторы или на мельницу.
Там из зерна делают муку. Работают там люди по профессии мукомолы или мельники.
16. «ХВОЙНЫЕ ДРУЗЬЯ»
Информация об объекте
Молодой кедр и две пихты на территории ДОУ
Хвойными называются деревья, у которых листья имеют форму игл. Своё название – «хвойные» они получили от слова «хвоя». Хвоя – это множество зелёных игл, покрывающих ветки деревьев.
Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, в то время как все наши лиственные деревья остаются на самое холодное время года с голыми ветками.
Иглы у хвойных деревьев не вечные, они меняются, но происходит это постепенно, практически незаметно. Замена совершается иногда в течение года, иногда раз в два или три года.
А так как ветки хвойных деревьев неодинакового возраста, то и листья с них опадают в разные периоды. Поэтому значительная часть хвои всегда сохраняется на зиму, и деревья остаются постоянно зелёными.
Сибирский кедр (кедровая сосна) растёт в Сибири, на Урале, Алтае, даже в Заполярье.
Дети рассматривают все части дерева (кору, ветки, хвою, наблюдают за изменениями в разное время года, сравнивают кедр с другими деревьями.
Воспитатель беседует с детьми, сообщая интересные факты о кедре, его целебных свойствах, загадывает загадки, читает стихотворения о кедре.
17. «РОЗОВАЯ АЛЛЕЯ»
Информация об объекте
Розовые кусты на территории ДОУ
Среди огромнейшего разнообразия красиво цветущих растений самой большой популярностью пользуются именно розы.
На территории детского сада нами разбита клумба с различными розами, где дети получат первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание
18. «КЛУМБА»
Информация об объекте
Клумба, состоящая из различных сезонных цветов
Цель создания объекта: создание условий для обогащения представлений детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста. Дети совместно с педагогом ухаживают за растениями, наблюдают за их за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой и наслаждаются их ароматом. Педагог беседует с детьми о цветах, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи. Учит понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. Дети знакомятся с растениями (цветами, произрастающими на нашей территории, участвуют при высадке рассады, выращенной в групповом помещении.
19. «ПАСЕКА»
Информация об объекте
Тематическая композиция с различными «домами» для пчел
Пчелы питаются пыльцой растений и нектаром. Из них насекомые получают энергию и питательные вещества. Пчелы, которые живут рядом с человеком, на пасеках, питаются еще и специально приготовленными для них сахарными сиропами.
В природе пчелы живут там, где им вздумается, на то они и дикие. Чаще всего они обитают в дуплах старых деревьев или в расщелинах земли.
Однако человек уже очень давно заметил пользу от продуктов, которые изготавливают пчелы (воск, мед) и решил заняться их разведением. Так, появилось одно из древнейших занятий – пчеловодство. Человека, который разводит пчел, называют пчеловодом или пасечником, место, где он разводит пчел – пасекой, а домики, которые он изготавливает специально для пчел, – ульями.
Пчелы живут большими дружными семьями. У каждого из членов семьи есть свои обязанности. Есть у пчел в семье пчелиная царица-мать,она занимается откладыванием яиц. Да, пчелы появляются из яиц, как и многие другие насекомые. Еще в пчелиной семье есть рабочая пчела – добытчица меда. Рабочие пчелы не только собирают нектар, но еще и убирают территорию, защищают свое жилище и кормят детей. Есть больших пчелиных семьях и совсем бесполезные пчелы, которые не приносят никакой пользы семейству. Их называют трутнями. Однако, все же, одна задача у них есть – они помогают семейству обзавестись потомством.