Анастасия Петрова
Организация взаимодействия ДОУ и семьи на этапе адаптации ребёнка к детскому саду как проблема современной теории и практики
▼ Скачать + Заказать документы
Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе адаптации ребёнка к детскому саду как проблема современной теории и практики
А. А. Труфанова
А. А Петрова
Аннотация: в статье доказана актуальность проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе адаптации ребёнка к детскому саду, представлены традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Ключевые слова: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, формы и средства взаимодействия педагога с родителями дошкольников.
Одной из базовых ценностей, зафиксированных Федеральным государственным стандартом, является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребёнка : физического, нервно-психического и социально-психологического. Задача адаптации ребенка в условиях дошкольной организации является приоритетной. Положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования подтверждают эту мысль и делают акцент на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий [8].
Изменение общественного уклада, образа и темпа жизни современной семьи привело к возникновению проблем во взаимодействии детского сада и семьи. Новое поколение родителей склонно перекладывать ответственность за воспитание своих детей целиком на дошкольное учреждение: «Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием», - можно услышать сегодня. Кроме того, подорвано доверие к воспитателю, родители смутно представляют содержание воспитания и обучения детей в детском саду, поэтому часто глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.
Между тем, вопросы изучения взаимодействия семьи и детского сада широко обсуждались в научных исследованиях. О. И. Давыдова выявила актуальные проблемы взаимодействия детского сада с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве [3]. С. В. Глебовой, Т. Н. Дороновой и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия [2; 4]. В своих работах учёные рассматривают различные формы, методы, средства взаимодействия дошкольного учреждения и семьи; обосновывают необходимость саморазвития педагогов и родителей.
В современной литературе выделяются традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями детей. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.
Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, но лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др., а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.).
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по актуальному вопросу; ее особенность заключается в участии, как педагога, так и семьи ребенка.
С целью удовлетворения запроса семьи, на интересующие их вопросы, организуются консультации на определенную тему. На консультации отводится время на обсуждение проблемы воспитания дошкольников.
Наглядно-информационные методы, с целью ознакомления семьи ребенка с содержанием воспитательного процесса детей, способствуют преодолению ошибочного суждения о роли дошкольной организации. К данным методам можно видеофрагменты организации свободной детской деятельности, режимных моментов; фотовыставки, стенды, выставки детских поделок и рисунков.
Сегодня во взаимодействии семьи и детского сада очень популярны нетрадиционные формы общения с родителями
В дошкольной педагогике накоплено значительное количество нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Т. В. Кротова представила авторскую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия : информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные [7].
Информационно-аналитические формы взаимодействия с семьей ребенка предназначены для сбора, обработки и применения данных о каждой семье, об уровне культуры родителей, наличии у них знаний в области педагогики, отношении в семье к детям, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Досуговые формы организации взаимодействия позволяют установить дружеские отношения между педагогами и семьей ребенка, а также сплотить детей с родителями. Сюда целесообразно отнести проведение праздников в дошкольной группе «Самая спортивная семья!», «Встречай, Масленицу!» и др. Применение данных форм взаимодействия приводят к установлению дружелюбной атмосферы; семья ребенка становится более отзывчивой и готовой к позитивному контакту с педагогом.
Для представления родителям информации, касающиеся возрастных и психологических особенностей развития дошкольников, а также целесообразного применения различных методов и приемов воспитания детей организуются познавательные формы взаимодействия.
Для ознакомления семьи ребенка с особенностями воспитания детей в условиях детского сада используют наглядно-информационные формы, которые способствуют правильной оценке педагогической деятельности, изменить точку зрения на методы и приемы воспитания детей дома.
В современной литературе, в частности, в исследованиях Е. П. Арнаутовой и др. представлены традиционные средства взаимодействия ДОО и семьи [1].
Наиболее широко в литературе представлены наглядные средства организации взаимодействия ДОУ и семьи – журналы, газеты, буклеты, листовки, информативные стенды, памятки. Цель использования данных средств организации взаимодействия родителей и ДОУ – повышение педагогической грамотности родителей.
Другая группа средств организации взаимодействия ДОУ и семьи – использование практической работы в организованном взаимодействии с семьёй. К данным средствам относятся – проведение практических семинаров, игр и т. д. Целью данных средств также является повышение педагогической грамотности родителей, а также повышение активности при использовании традиционных форм организации взаимодействия с родителями.
Данные средства достаточно полно представлены в психолого-педагогической литературе, есть методические указания по применению их в работе воспитателя. Отрицательным моментов использования данных средств организации взаимодействия ДОУ и семьи является малый интерес родителей и отсутствие времени для посещения ДОУ, когда используются практические средства организации взаимодействия ДОУ и семьи, а также для просмотра и чтения наглядных средств.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в период адаптации ребёнка к детскому саду позволил нам выявить инновационные средства – использование компьютерных технологий и ИКТ в работе с родителями. Подробнее рассмотрим данные средства обеспечения взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Достоинством ИКТ во взаимодействии с семьей ребенка является то, что для общения возможно использовать электронную почту в удобное для родителей время.
Официальный сайт дошкольной организации позволяет родителям получить информацию о воспитательных и спортивных мероприятиях, об актуальных новостях из жизни группы. На сайте полезно разместить наиболее интересные разделы, что позволит привлечь внимание семьи воспитанников к вопросам воспитания детей. Важно разместить на сайте контакты для обмена мнениями, отзывов и различного рода комментариев. Это может быть представлено в виде опроса, гостевой книги и др.
В работе с родителями можно использовать мультимедиа при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, мини-педсоветов, практикумов, ток-шоу, анкетирование. Использование ИКТ позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей.
Использование ресурсов Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ и воспитателю и родителям к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажном носителе) практически не реализуема.
Возможно использование скайп-консультаций или других аналогичных программ и возможностей социальных сетей для организации консультирования родителей по вопросам адаптации детей к ДОУ.
Итак, нами изучена организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе адаптации ребёнка к детскому саду. Анализ литературы позволил выявить традиционные и нетрадиционные формы, методы и средства организации взаимодействия ДОУ и семьи в адаптационный период. Традиционными формами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи являются родительские собрания, консультации, нетрадиционные – проведение дней открытых дверей, устные журналы и т. д.
Среди методов организации взаимодействия с родителями дошкольников выделяются беседы, рассказы, практические методы. В ходе изучения данного вопроса, нами были рассмотрены традиционные средства организации взаимодействия ДОУ и семьи в адаптационный период (наглядные и практические, а также средства компьютерных технологий и ИКТ, которые можно использовать вместе с традиционными при организации взаимодействия воспитателя и родителей детей раннего возраста в период адаптации.
Литература
1. Арнаутова, Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е. П. Арнаутова. 9 –е изд. – Москва : Дошкольное воспитание. – 2004. – С. 52 – 58.
2. Глебова, С. В. Детский сад – семья : аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова. – Воронеж : 2007. – 109 с.
3. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ [Текст] / О. И. Давыдова. – Москва : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
4. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] : Методическое руководство / Т. Н. Доронова. – Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 25 – 26 с.
5. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья : современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Минск : Лексис, 2007. – 68 с.
6. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошкольного образовательного учреждения в семье [Текст] / О. Г. Заводчикова. – Москва : Просвещение, 2007. – 79 с.
7. Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] – Москва : ТЦ Сфера, 2005. – 106 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : Режим доступа : https://минобрнауки. рф/документы?keywords=124