Инна Вэнго
Организация воспитательной работы в детских и молодежных образовательных организациях
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательная работа в образовательных организациях на современном этапе не является чем-то обособленным. Обособленным от учебы, от всей той жизни, которая постоянно соприкасается с каждым человеком, не исключая ребенка.
Не секрет, что воспитывая будущего строителя коммунизма мы всячески оберегали его от превратностей и невзгод «взрослой» жизни.
Теперь же, жизнь как бы наверстывает упущенное и наши дети постоянно соприкасаются с жестоким миром сегодняшней действительности со всей неизбежностью, на которую мы совсем недавно не могли рассчитывать.
Публикация «Организация воспитательной работы в детских и молодежных образовательных организациях» размещена в разделах
С одной стороны это плохо, так как заставляет уделять много времени социализации с раннего возраста, а с другой – позволяет сразу вступить в тот мир, в котором и предстоит жить в дальнейшем.
В свете этого стоит обозначить основную цель на сегодняшнем этапе развития общества, а потом поэтапно расшифровывать ее составляющие.
Цель исследования – рассмотреть организацию воспитательной работы в детских и молодежных образовательных организациях.
Задачи:
– Концептуальное обоснование системы.
– Способы и методы организации воспитательной работы в детских и молодежных образовательных организациях.
Структура работы представлена введением, двумя разделами, заключением и списком литературы.
1. Концептуальное обоснование системы
В современных условиях России количество детских и молодежных общественных организаций возросло в несколько десятков раз. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми. Вместе с тем вовлеченность детей и молодежи в общественное движение составляет в настоящее время не более 10%. Многообразие форм объединений детей и подростков сочетается в молодежной среде с недостаточностью нравственных ориентиров, идеологическим нигилизмом, религиозной всеядностью, неспособностью противостоять серьезным асоциальным явлениям. Современные детские и молодежные общественные объединения выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами.
Развитие взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями по вопросам обучения и воспитания детей и учащейся молодежи – одно из условий повышения эффективности практики образовательных учреждений разного типа. При этом необходимо учитывать специфические особенности национальной, культурно-этнографической, социальной среды, губительность единообразия, монополизма, массового охвата детей и молодежи без учета их интересов и потребностей. Оно создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. В двухполюсной модели педагогического процесса, когда он представляется как единство обучения и воспитания, сфера дополнительного образования совершенно не случайно многими педагогами рассматривается в поле воспитания.
Тому есть две причины.
Во-первых, по своему характеру учреждения дополнительного образования предоставляют ребенку гораздо больший по сравнению со школой спектр деятельности, удовлетворения индивидуально-личностных потребностей, общения, обогащения и совершенствования личностного опыта.
Во-вторых, в последнее время все большим количеством исследователей и педагогов воспитание признается не только как одна из сторон, но и как философия всего образовательного процесса.
Создание системы воспитательной работы – это одна из главных проблем, которая стоит перед любым образовательным учреждением. Качественно учить, не воспитывая, невозможно, нельзя плодотворно работать с ребенком, не зная его семейного положения и не создав условия для его развития.
Поэтому важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса является развитие воспитательной системы.
Актуальность этой задачи объясняется тревожными тенденциями в развитии российского общества, характерными и для нашего региона: незащищенность детей в условиях нестабильной экономической обстановки и снижения жизненного уровня населения, отсутствие четких мировоззренческих ориентиров, усиление процесса дестабилизации и деформации личности. Поэтому принципиальное значение имеет создание гуманистической системы воспитательной работы, направленной на формирование свободной личности, способной к самореализации и сотрудничеству в условиях современного общества.
2. Способы и методы организации воспитательной работы в детских и молодежных образовательных организациях
Самостоятельная деятельность детей организуется во всех возрастных группах ежедневно в первой и второй половине дня. В течение дня объединяются различные по содержательной направленности ее виды (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.) и постепенно привлекаются к участию в них все дети данной группы. Содержание и уровень самостоятельной деятельности детей зависят от их опыта, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны руководителя.
В условиях многообразия детских, молодежных объединений руководители органов управления образованием и образовательных учреждений должны создавать условия для их деятельности в стенах образовательных учреждений во внеурочное и внешкольное время, способствовать расширению вариативно– программного подхода в их деятельности, при котором ребенок имеет возможность: выбирать объединение по интересам, переходить из одного объединения в другое; реализовывать любые, созвучные душе, образовательные программы, проекты, творческие замыслы, а также менять их в зависимости от интереса. Все это формирует условия конусности, являющейся гарантом создания наиболее оптимальных вариантов программ детских и молодежных объединений разного уровня.
Важно также формировать позитивное общественное мнение к деятельности существующих детских и молодежных коллективов, организаций, объединений, привлекая к этому заинтересованную родительскую и педагогическую общественность, используя средства массовой информации, научные, методические и публицистические издания для детей, родителей, педагогов, воспитателей.
При создании скоординированных программ, совместных комплексных целевых проектов для решения приоритетных задач воспитания подрастающего поколения следует обратить внимание на :
– оказание помощи конкретному ребенку в овладении способами реализации своих прав в государстве и обществе;
– создание условий для расширения гуманитарного опыта и опыта межнационального общения; формирование гражданской, патриотической позиции возможностям детского коллектива;
– обучение выбору стратегии жизненного пути, успешной профессиональной деятельности и др.
Необходимо подчеркнуть, что органы ученического самоуправления и детские объединения, создаваемые в образовательных учреждениях, различаются по своим функциям и задачам.
Заключение
Потребностями сегодняшнего дня продиктована необходимость теснее интегрировать семейное и общественное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе детских и молодежных образовательных учреждения, психолого-педагогического и медицинского самообразования. С этой целью проводятся кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др., привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др. При выборе форм работы дошкольного учебного учреждения с семьями воспитанников учитываются жизненная компетенция, социальный и образовательный уровень родителей, родительский опыт, материальный достаток семей, количество детей в семьях и их пол, возрастной состав и полнота семей, доминирующая роль родителя и другие факторы. Родители выступают не как эксперты или наблюдатели работы педагогов, а в качестве их равноправных партнеров и союзников. Отношения с ними строятся на принципах открытости, взаимопонимания, гуманности.
Ответственность за организацию и обеспечение надлежащего содержания учебно-воспитательного процесса возлагается на руководителя и каждого члена трудового коллектива детского и молодежного образовательного заведения в пределах их должностных обязанностей.