Ирина Селиверстова
Организация виртуального пространства в работе с родителями
Публикация на тему:
«Организация виртуального пространства в работе с родителями».
Подготовила: воспитатель ДОУ №25
Селиверстова Ирина Николаевна
Сегодня невозможно отрицать, что жизнь современного человека состоит из взаимодействия реального и виртуального миров. Переход в культуру «дополненной реальности» в настоящее время необратим.
Публикация «Организация виртуального пространства в работе с родителями» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2020
Виртуальное общение позволит воспитателям всегда быть на связи с родителями, сообщать им информацию о детях и событиях в группе, а также оказывать психолого-педагогическую поддержку. Под виртуальной коммуникацией принято понимать общение с удаленным собеседником или группой партнеров, опосредствованное компьютером и телекоммуникационными системами.
Под виртуальным взаимодействием в образовательной среде мы будем понимать дополненное возможностями современных компьютерных и интернет-технологий взаимодействие между родителями и педагогами. Для того чтобы данное сотрудничество было наиболее плодотворным, в каждой образовательной организации целесообразно создать единое информационно-образовательное пространство (ЕИОП).
ЕИОП – это система эффективного и комфортного предоставления информационно-коммуникационных, консультативных психолого-педагогических услуг субъектам образовательного процесса. Такая система сегодня динамично развивается с учетом последних технологических разработок и модернизации системы образования в целом. Создание виртуального пространства для взаимодействия с родителями может стать для учителя дополнительным источником получения информации от родителей, а также эффективным способом общения с другими педагогами и родителями. Несомненным достоинством данного взаимодействия будет являться экономия времени родителей учеников, что поможет им быть «достаточно информированными» о жизни детей в условиях тотальной занятости. Важно то, что подобное общение между педагогом и родителем не должно приобрести формальный характер, а должно быть персонифицированно направленным в интересах каждого ребенка. Тем не менее организация виртуального взаимодействия с родителями является одной из интересных и продуктивных форм работы, которая показывает положительный результат и вызывает большой интерес как у педагогов, так и у родителей.
Организовать виртуальное общение и сделать его полезным можно при помощи:
1. Сайта ДОУ (Все современные образовательные заведения имеют свои сайты, где представлены программы, по которым ведется работа в группах, сообщаются сведения о педагогах, размещена дополнительная информация психолого-педагогического характера. Очень редко на сайте доу можно обнаружить форумы для общения между администрацией и педагогами, родителями. Редко на сайте можно обнаружить форму для консультации родителей по различным вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся. К недостаткам взаимодействия через сайт доу можно отнести такие моменты: на сайтах размещается информация общего характера; педагог не имеет доступа к администрированию сайта; не все родители просматривают содержимое веб-страницы; отсутствует возможность личного общения, так как информация сайта находится в свободном доступе для каждого,
2. Группы в социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграм. Просмотр новостной ленты осуществляется многими регулярно, то родители будут всегда в курсе событий в группе, смогут увидеть актуальные фотографии или видео своих детей с занятий, что существенно повысит доверие к школе в целом. Данный способ взаимодействия является многосторонним, поскольку родители не только могут видеть сообщения, фотографии, видео, которые размещает учитель, но и комментировать их, делиться мнением друг с другом. К преимуществам общения в соцсетях можно отнести: доступность просмотра информации всем участникам группы; возможность вести обсуждения, дискуссии; доступ в любое время суток; возможность выкладывания видео и фото; оперативность. К недостаткам отнесем: необходимость постоянно следить за перепиской в группе, чтобы не пропустить важную информацию; неофициальный статус общения; отсутствие подтверждения факта прочтения сообщения,
3. Мессенджеров (Схожими функциями с группами в социальных сетях обладают мессенджеры, которые устанавливаются на мобильные телефоны. Наиболее популярные из них: WhatsApp, Viber, Telegram. Основные достоинства систем мгновенного обмена сообщениями: оперативность; возможность коллективной и индивидуальной рассылки сообщений; высокая мобильность: камера смартфона позволяет снимать видео/фото и мгновенно выкладывать в группу. Среди недостатков мессенджеров можно отметить высокую стоимость смартфонов (не у всех есть такие телефоны) и излишнюю навязчивость многих «лишних» для конкретного родителя сообщений,
4. Родительский форум (Для организации родительского форума необходим специальный веб-ресурс. Такой площадкой может стать и сайт образовательного учреждения, и любой другой сайт, имеющий схожую тематическую направленность. Форумы, как правило, являются общедоступными, но подходят скорее для обсуждения каких-либо единичных вопросов, чем для оперативного обмена информацией).
5. Блоги и странички педагогов (Личные страницы педагогов становятся все популярнее в приложениях Инстраграм или ВКонтакте. Многие педагоги ведут блоги не только в личных, но и в профессиональных целях. На личных страницах педагогов размещаются информация о профессиональной деятельности, участии в конкурсах, других достижениях, познавательные статьи о развитии и воспитании детей. Положительным аспектом подобной формы взаимодействия с родителями являются ориентация на повышение их педагогической культуры и наглядное подтверждение компетентности педагога. Так современный педагог может не только сформировать положительный личный бренд, но и повысить свой авторитет, что в конечном счете будет способствовать построению доверительных отношений. Среди минусов отметим некомпетентность многих педагогов в плане ведения своей странички. Для того чтобы писать актуальные статьи, делать качественные фотографии и видео, необходимы особые навыки, к тому же не все педагоги готовы демонстрировать свой сложный путь профессионального роста. Ведение собственного блога занимает много времени, и делать это приходится в нерабочее время);
6. Проведение вебинаров и видеоконференций (При проведении вебинара возможно использовать функцию «демонстрация экрана» монитора и донести до родителей необходимую информацию. Как видим, в дистанционном режиме взаимодействие с родителями может осуществляться в нескольких форматах. Кроме вебинаров, можно организовать голосовые конференции при помощи программы Zoom или Skype. Практически у всех родителей есть возможность для установки этих программ. Данные программы помогают осуществить коллективные обсуждения актуальных проблем и просто общаться между собой).
В конечном итоге педагогу не стоит использовать сразу все каналы взаимодействия, а выбрать 2-3 оптимальных способа связи с разными целями (формальное общение, неформальная беседа, обсуждение индивидуальной проблемы). Дистанционное общение возможно и в тех случаях, когда родители не могут лично участвовать в мероприятии, но заинтересованы в его содержании.
В своей педагогической практике, в работе воспитателем в ДОУ№25 г. Липецка я применила способ 5.
Накануне начала нового 2020 учебного года создала страничку нашей группы в контакте, под названием группа №11 "Ежата" ДОУ№25. Воспитатель Селиверстова Ирина Николаевна, по адресу: https://vk.com/club195852995.
Чтобы заинтересовать родителей содержанием воспитательно-образовательной работы которая проводится с их детьми в сети ВКонтакте размещаю следующую информацию:
Публикую на стене информационно-интерактивного плаката информацию о теме, которую мы изучаем с детьми в группе на протяжении недели. Это дает возможность родителям продолжить работу дома. Особенно благодарны за эту информацию родители тех ребят, которые в данный момент не посещают группу детского сада по какой-либо причине.
Предлагаю вниманию взрослых и детей дополнительный материал по изучаемым темам (презентации по темам в программе Microsoft PowerPoint, подборки фотографий, наглядно-дидактический материал, видео и аудиозаписи, развивающие дидактические игры и т. д.).
Размещаю фотографии с детьми в различных видах деятельности, с результатами их творчества.
Необходимо отметить, что такой интерактивный режим взаимодействия педагога ДОУ с семьями воспитанников не исключает традиционные формы работы, а обогащает и дополняет их с учетом реалий современной жизни