Надежда Тишина
Организация условий для физического развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация условий для физического развития детей раннего возраста.
Одной из главных задач детских дошкольных учреждений является поддержание и укрепление здоровья детей. Эта задача является важной для достижения определяющей цели – формирование гармонически развитой личности, как со стороны физического, так и духовного развития ребенка. От чего зависит здоровье? Считают, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:
• Наследственность – 20%
Публикация «Организация условий для физического развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
• Окружающая среда – 20%
• Уровень медицинской помощи – 10%
• Образ жизни – 50%
Из этого следует, что формировать позитивные отношение к здоровому образу жизни необходимо с раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития; высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
У нас в детском саду созданы благоприятные санитарно-гигиенические мероприятия: соблюдается режим дня, организуется полноценное питание, ежедневные пребывания на свежем воздухе, проводятся закаливающие мероприятия. Согласно расписанию по понедельникам, средам и четвергам проводится нормативно-образовательная деятельность – физическое развитие. Занятие организуется в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий («прыгаем, как зайчики», «ходим, как мишка» и др.). Физкультурные занятия и подвижные игры сопровождаем музыкой, чтением стихов, потешек – это поддерживает интерес малышей к занятиям, облегчает выполнение трудных для них элементов упражнений. Дети учатся ходить группой друг за другом, маршировать, формируются навыки обращения со спортивным инвентарем ( например: мяч, обруч, развивается координация, внимание. Помимо спортивной деятельности проводится физминутки, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика; проводим подвижные игры с ходьбой, ритмическими движениями, прыжками и бегом. Эти игры проводятся как в групповом помещении, так и на прогулке. Также проводим физические упражнения после сна – это ходьба босиком по пуговичным дорожкам, для профилактики плоскостопия.
Для реализации задач и целей здорового образа жизни и всей системы учебно-воспитательной работы в группе раннего возраста я использую современные нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей. В процессе работы мною были поставлены главные цели и задачи: забота о здоровье; эмоциональное благополучие и создание в группе атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам. Что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными; воспитание культурно-гигиенических навыков; привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.
Для развития спортивных навыков и физических качеств мы совместно с родителями приобрели мягкие модули, дуги для подлезания, игровой конструктор. Игровые модули предназначены для организации игровых занятий и развития двигательной активности детей. Посредством игры взрослый дает задания, которые не только поддерживают интерес к игре, но и активизируют познавательную деятельность, двигательную сферу, коммуникативные навыки. Модули так же способствуют развитию координации движения, повышает уровень двигательной активности, учат ориентироваться в пространстве. С мягкими модулями могут играть сразу несколько детей, что способствует не только развитию мелкой моторики, но и развитию умения договариваться, уступать.
Родители не только наблюдают за своими детьми, но и участвуют в спортивных мероприятиях, таких как: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Мы - смелые, умелые»; активно оказывают нам свою помощь в приобретении пособий для физкультуры, подвижных игр (делают своими руками массажные коврики с использованием пуговиц, авторучек, ракушек; разноцветные мешочки с песком, которые очень эффективно помогают нам в работе по закаливанию детского организма).
В группе создан спортивный уголок, он включает:
• Спортивный инвентарь (мячи, обручи, ленточки)
• Спортивные атрибуты (флажки, погремушки)
• Настенную мишень для бросания мячей
• Массажные коврики, массажные мячи
• Картотека подвижных игр, пальчиковые игры
Весь инвентарь и картотека используются в свободное время; дети находят всему применение.
На занятиях у нас нет прямого обучения, малыши усваивают движения в результате многократного повторения движений. Упражнения хорошо развивают внимание, проводятся в игровой форме, с использованием предметов или игрушек: «Иди по дорожке к мишке», «Пройди по мостику к мишке».
Воспитатель заранее знакомит малышей со свойствами предметов. Например: мячик подскакивает, катится. При многократном повторении малыши с заданием успешно справляются. Движения с предметами требуют некоторого напряжения, но выполняются малышами точнее, чем имитационного характера. Взрослый выполняет упражнение вместе с детьми.
Обучение движениям – воспитательный процесс, поэтому во время игр-занятий стараемся не только приучать детей активно выполнять задания, но и заинтересовать, увлечь их, развиваем выдержку, самостоятельность, умение слышать и выполнять указания воспитателя.
Выполнение нового упражнения, которому обучают ребенка должно быть доступным ему: внимание со стороны воспитателя, поддержка, помощь, положительные эмоции является основным в работе с детьми 2-3 годов.
Предлагаю вашему вниманию игры-занятия, где малыши учатся ходить в определенном направлении, менять способ и скорость и направление движений:
«Ходим вереницей», «Слоны и мыши», «Идем в лес», «Идем по лесенке» и т. д.
Прыжки: «Лягушата и жучок», «Ловкие котята», «Ручеек» и т. д.
Бег: «Вертушки», «Лошадки», «Птички летают», «Самолеты», «У медведя во бору».
Общеразвивающие игры с использованием спортивного инвентаря: мячей, обручей, гимнастических скамеек, стенки и др. : «Догоните мячики», «Воротца», «Деревья большие и маленькие», «Обезьянки».
Дыхательные упражнения, которые мы с малышами проводим несколько раз в день: «Пыхтим как ежики», «Ветерок», «Радуга улыбается», «Солнышко и луна».
Игровые упражнения и подвижные игры открывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию ребенка.