ЕЛЕНА Алагузова
Организация трудового воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовому воспитанию принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка. Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
Публикация «Организация трудового воспитания в ДОУ» размещена в разделах
Нравственное развитие ребёнка, процесс приобщения его к труду возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности. Овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку.
Трудовую деятельность детей можно разделить на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Каждый вид имеет свои особенности, цель и содержание.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Как добиться того, чтобы трудовое воспитание проходило наиболее успешно? Назовём основные методы и приёмы, необходимые для руководства разными видами детского труда.
• Определить цель труда (что ребёнок хочет сделать, каков должен быть результат).
• Помочь ребёнку мотивировать свой труд (для чего и для кого нужна работа, в чём её значение).
• Учить планировать работу (что сначала, что потом).
• Показывать и объяснять, как лучше сделать.
• Побудить интерес к предстоящему делу, поддерживать его в ходе работы.
• Выяснить, что сделано, и как добиться лучшего результата.
• Поощрять старательность.
• Систематически проверять с ребёнком ход, результаты работы и оценивать её, уделяя внимание самостоятельности и инициативности ребёнка.
• Читать художественные произведения, посвящённые людям труда, рассматривать иллюстрации, обсуждать.
• Организовывать совместную работу взрослых и детей.
Особого внимания требует оценка труда ребёнка. Оценивать необходимо результат и отношение к делу, а не самого ребёнка. Ребёнок старшего дошкольного возраста интересуется не только процессом и результатами работы, но и тем значением, которое она имеет для других. Труд для ребёнка старшего дошкольного возраста становится самостоятельной практической деятельностью.
Важным моментом в трудовом воспитании является организация работы с родителями. Цель педагога – убедить родителей в важнейшем значении трудового воспитания для формирования нравственно-волевых качеств личности ребёнка, помочь осмыслить психологическую и практическую роль трудовой деятельности детей в их подготовке к школе.
Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов.
В своей работе я использую различные дидактические игры по ознакомлению детей с профессиями. Например, игра "Найди лишний предмет".
Дидактическая игра "Найди лишний предмет"
Цель: закрепить с детьми знания о профессиях, развивать речь, умение логически мыслить и делать выводы.
Описание игры.
Игра состоит из 5 карточек. В игре могут принимать участие от 2 до 6 человек. Она может использоваться как в индивидуальной работе с детьми, так и в самостоятельной игровой деятельности детей. В дальнейшем по мере знакомства детей с новыми профессиями количество карточек можно увеличить.
Ход игры
Вариант 1.
Ведущий показывает игрокам карточку, а они называют предмет, который не подходит человеку данной профессии и объясняют почему.
Вариант 2.
Игроки берут себе по одной карточке, называют профессию, рассказывают, что делают люди этой профессии и называют лишний предмет.