СВЕТЛАНА БАРЗДАНИС
Нравственное воспитание в самостоятельной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Барзданис С. Н. старший воспитатель МБДОУ №45 «Ручеек»
Нравственное воспитание в самостоятельной деятельности дошкольников
Традиции русского народного творчества – это неисчерпаемое богатство нашего народа, громаднейший пласт культуры, как национальной, так и мировой, показатель способностей, таланта и эстетической развитости наших предков. Через народное творчество ребенок не только приобретает представление о родном языке, но и приобщается к культурному наследию своего народа. Оно несет в себе весь опыт наших предков, содержит все формы общественного сознания, включает в себя огромный пласт культуры, являясь связующим звеном между прошлым и настоящим.
Публикация «Нравственное воспитание в самостоятельной деятельности дошкольников» размещена в разделах
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, сегодня находится не в сфере экономики, не в поле зрения политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отмечает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Актуальность проблемы сохранения нравственных чувств и возрождение культуры народа очевидна. Нам необходимо усвоить достаточно простую, но, к сожалению, утерянную истину. Улучшение жизни в стране без возрождения нравственности, базирующейся на духовных основах народной культуры невозможно, потому что культура народа является ядром истории России, а русский народ ее хранителем.
Процесс воспитания, в том числе и дошкольников, всегда связан с желанием получить результат. Сама цель воспитания - это ожидаемый результат деятельности, направленный на формирование личности ребенка. С тех пор, как человечество стало задумываться над воспитанием детей, над своим будущим, желаемым результатом было воспитание личности. Какие же качества личности должны формироваться у ребенка в процессе нравственного воспитания? Для ответа на этот вопрос необходимо дать определение самой нравственности.
Нравственность - это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм и традиций; нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости. Это система внутренних прав человека, в основе которой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь.
Таким образом, нравственное воспитание ориентировано на формирование у ребенка таких нравственных качеств личности, как доброта, честность, гуманность, бескорыстие, сопереживание, коллективизм, отзывчивость, взаимопомощь. Совершенно естественно то, что формирование ценных нравственных качеств личности воспитанника происходит не стихийно. Формирование нравственных качеств дошкольников имеет свою специфику: воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами, организации различных видов деятельности, имеющей морально ценную значимость. Всё это является для ребенка своеобразной школой, где он самостоятельно приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру поведения и деятельности, культуру речи, и, главное, у него формируется эмоционально - нравственное отношение к окружающему миру.
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманные, личностно-ориентированные позиции, предполагает изменение подхода к образовательной деятельности. В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, самостоятельная деятельность заявлена в целевых ориентирах как умение детей проявлять самостоятельность, способность выбирать себе род занятий. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения, подчас находясь в условиях нравственного выбора.
Стандарт гласит, что одним из условий социального развития детей является поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной, творческой т. д.).
Что же такое «самостоятельность» воспитанника ДОУ?
Это умение действовать на основе нравственных взглядов и убеждений.
Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
Это стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе нравственных норм. Мы, взрослые, живем по правилам и для детей также существуют определенные правила.
Самостоятельная деятельность детей – одна из моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста : свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, совершение нравственных поступков, помощь и др.).
Одним из условий организации самостоятельная деятельность детей является реализация технологии «Педагогический Театр» (в рамках компетентностной модели личности (И. П. Иванова и др.). Технология носит ярко выраженный социально-педагогический характер и направлена на решение проблем культуры общения, отношений; социализации личности в учебно-воспитательном и досуговом процессе; помогает ребенку решать сложности самопознания, самоопределения, самовыражения, самореализации, ориентирована на духовно-нравственную, эстетическую, социальную сферу жизнедеятельности личности. Технология способствует развитию следующих опыта и ключевых компетенций воспитанников : коммуникативной, социальной, нравственной (этической).
Взаимодействие с детьми среднего и старшего дошкольного возраста осуществляется в самостоятельной коммуникативной; игровой; досуговой деятельности на базе игрового, проблемно-диалогового метода, театрализации.
Результатом является создание позитивных психолого-педагогических условий для формирования ценных нравственных качеств личности ребенка, амплификация социально-воспитательных, нравственных, этических, эстетических сторон жизнедеятельности ребенка за счет включения в образовательный процесс нравственно- этического содержания образцов народного творчества, продуктивное взаимодействие с семьей, усовершенствование педагогами дидактического материала.
Цель фольклорного праздника: создание условий для формирование нравственных качеств личности воспитанников ДОУ, включая детей в народное творчество.
Задачи:
Обучающие
формировать познавательный интерес к культуре своего народа;
обобщать первоначальные представления детей о роли традиций в жизни русского народа;
расширять представления детей о народном празднике Покров, персонажах, атрибутах, обычаях.
Развивающие
обеспечить освоение и овладение детьми русских народных песен, танцев, загадок, поговорок, игр;
формировать опыт художественно-творческой самореализации и самовыражения в самостоятельной деятельности и эмоционально-доверительных условиях
Воспитывающие
воспитывать нравственные, патриотические чувства в самостоятельной деятельности.
Предварительная работа.
Разучивание стихотворений, потешек, поговорок о труде, загадок.
Разучивание народных игр, танцев, хороводных игр.
Конспект педагогического мероприятия
Зал украшен в стиле русской избы. Под русскую народную мелодию входят дети в народных костюмах и образуют круг, в который входит хозяйка избы.
Хозяйка:
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых!
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Да и что там говорить:
Скучно жить без посиделок
Их нам надо возродить!
Здравствуйте, гости дорогие! Рада видеть вас у себя в гостях! Сегодня у нас будет праздник большой, праздник радостный. По старинному обычаю он посиделками называется.
Пришел к нам Октябрь- батюшка, принес с собой праздник известный – Покров.
Раньше в этот день мужики начинали утеплять дома, избы конопатить, а девушки замуж собирались.
Выходят девочки.
1 Покров – праздник, покрой землю снежком, а мою голову венцом!
2 Если миленький на праздник, пригласит в Покров любя,
Должно знать мое сердечко – полюбилась ему я.
Танец «Кадриль».
Хозяйка: а вы знаете стихи про праздник Покров?
(дети читают стихи.)
Вот так чудо – чудеса пожелтели все леса.
Осень землю покрывает пестрым праздничным ковром.
Так природа поздравляет нас с великим Покровом.
Хозяйка: молодежь собиралась на первые посиделки, где девушки пряли, вышивали, пели. Девочки наши – умницы, все с работой пришли. Как говорят в народе: «От скуки бери дело в руки
(дети говорят пословицы и поговорки о труде)
1. Умелые руки не знают скуки.
2. Без труда нет добра.
3. Маленькое дело, лучше большого безделья.
4. Была бы охота, будет ладиться работа.
5. Дело мастера боится.
6. Почет и труд рядом живут.
7. Труд человека кормит, а лень портит.
Хозяйка: правильно говорите, никогда не сидели русские девушки праздно, без работы. А парни им помогали. Частушки слагали и плясали.
Танец с ложками (исполняют мальчики)
Хозяйка: а еще в Покров начинали хозяйки печь топить. Отгадайте мою загадку.
Стоит Матрена здорова, ядрена, рот открывает, что дают – глотает. (печка)
Хозяйка: без дров печка не топится, надо дров наколоть.
Пальчиковая игра «Я колю, колю дрова».
(дети повторяют текст за педагогом).
Я колю, колю дрова (дети ударяют друг о друга костяшками больших пальцев рук).
Я колю, колю дрова (костяшками указательных пальцев).
Я колю, колю дрова (костяшками средних пальцев).
Я колю, колю дрова (костяшками безымянных пальцев).
Я колю, колю дрова (костяшками мизинцев).
Колю дрова на улочке (соединить ладони, пальцы в форме шалаша и шевелить ими, имитируя движения огня).
Горит огонь в печурочке.
Гори, гори жарче печь (дети потирают ладонь об ладонь).
Будут дети блины печь.
Хозяйка: а теперь надо дрова в поленницу сложить.
Русская народная игра «Сложи поленницу».
Хозяйка: поленницу сложили, а теперь надо печь растопить.
Игра «Кто быстрее дрова забросит в печь».
(В игре принимают участие по пять человек в команде. Дети переносят поленья и складывают их в печь (коробки).
Хозяйка: печь растопили, стало тепло, хорошо! А я вот, сижу здесь и радуюсь, как много гостей собралось. Много гостей – много новостей.
Разыгрывание потешек по ролям.
1р. Андрейка, детка, о чем плачешь?
2р. Об ворота головой ударился.
1р. Когда это случилось?
2р. Вчера.
1р. А что ты сегодня плачешь?
2р. А вчера дома никого не было.
3р. Где был Иван?
4р. В горнице.
3р. А что делал?
4р. Петру помогал.
3р. А Петр что делал?
4р. На печи лежал.
5р. Здорово, кума!
6р. Да на рынке была!
5р. Никак глуха?
6р. Купила петуха!
5р. Прощай, кума!
6р. Пять рублей дала!
Хозяйка: ой, глухая бабка рассмешила ты нас! А ведь осень – время веселых ярмарок. Вот девочки идут. Хотят, что –то купить.
Хороводная игра «В огороде бел козел» (русская народная музыка).
Хозяйка: пели, пели, говорили, говорили, а про что же мы забыли?
Дети: про загадки!
Хозяйка: Стоит баба в углу, рот на боку. (печь)
Не крапива, а жжется,
Не солнце, а печет. (печь)
Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят – ребята съедят? (каша)
То худеет, то толстеет,
На весь дом голосит. (гармошка)
Хозяйка: загадки мои отгадали, а теперь пришла пора поиграть нам детвора.
Русская народная игра «На калиновом мосту».
Дети стоят кругу и произносят слова:
Я горю, горю, горю,
На калиновом мосту,
А кто любит меня,
Тот и выберет меня,
За праву руку возьмет,
Да вдоль круга поведет.
Да обнимемся, да поцелуемся!
Ведущий идет вдоль круга и выбирает себе пару.
Хозяйка: а среди нас и музыканты есть! Выходите, народ подивите!
Оркестр шумовых инструментов исполняет русскую народную песню «Светит месяц».
Хозяйка: Вот и пришел конец посиделкам. Грустно с вами расставаться. Только одними играми и песнями сыт не будешь.
Вы хозяюшку потешьте,
Пирогов моих поешьте,
Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Все идут пить чай с пирогами.
Технологичность образовательной деятельности «оживает» за счет включения народного творчество, что позволяет решать педагогические задачи, касающиеся формирования нравственности личности.
В процессе участия в самостоятельной деятельности дети получают ценнейшие образцы непрагматичного поведения, учатся не на словах, а на деле образцам нравственного поведения на основе народных традиций. Участие педагогов в организации и руководстве самостоятельной деятельностью формирует профессиональные компетенции, способность к инновационной педагогической деятельности по развитию у детей нравственности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей.
Таким образом, при реализации основной образовательной программы МБДОУ №45 «Ручеек» (в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; Т. С. Комаровой; М. А. Васильевой, педагогический коллектив МБДОУ №45 «Ручеек», используя нравственный потенциал народного творчества осваивает формы и методы современного обучения, вводит детей в образовательную и социальную стороны жизни, актуализирует знания, открывает вместе с детьми новые знания и способы действий, поведения, тренируется, получает новый опыт.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русской культурой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности». Д. С. Лихачева: