Ирина Тетюшина
Значение режима дня в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Режим ДНЯ - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим, укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Любая деятельность - это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно, Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит К утомлению.
Публикация «Значение режима дня в воспитании детей» размещена в разделах
У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, по этому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.
Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те. которые ведают данной деятельностью.
Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.
Фундамент здоровья ребенка закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития.
Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью, созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных. Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима ДНЯ является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении.
Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное сочетание различных видов деятельности и отдыха В процессе бодрствования:
определенную продолжительность занятий, труда и
рациональное сочетание их с отдыхом;
регулярное питание:
полноценный сон;
достаточное пребывание на свежем воздухе.
Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированиювнутренних органов и физиологических систем организма. обеспечивает уравновешанное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость К воздействию отрицательных факторов. Дети, которые привыкли к установленному распорядку ДНЯ, соответствующего их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностъю, уравновешенным поведением. Они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и являетсяется показателем здоровья и правильного развития ребенка.
Известно, какое значение имеет режим дня в воспитании ребенка. Действительно, режим, который отвечает биологическим и социальным потребностям ребенка всегда четко :и правильно выполняется, способствует регулированию самих потребностей, Так правильно организованная трудовая и учебная деятельность, включающая разнообразные посильные нагрузки в рациональном сочетании с отдыхом, не только обеспечивает сохранение устойчивой работоспособности и высокую продуктивность занятий, но и воспитывает у детей привычку и потребность трудиться, усидчивость, стремление к занятиям, любознательность.
Регулярность питания благоприятствует хорошему аппетиту, так как у ребенка через определенные промежутки времени появляется потребность в пище, а это способствует полноценному усвоению всех ее компонентов.
Правильность выполнения режима, его оздоровительное и воспитательное
влияние на детей во многом зависит от постоянного контакта педагогов с медицинскими работниками дошкольного учреждения и родителями. Контакт этот должен быть обязательно двусторонним. К старшему дошкольному возрасту навыки у детей становятся более прочными, чтo позволяет освободить больше времени ДЛЯ игры, развития движений, творческой деятельности, Воспитание старших дошкольников опирается на осознанное отношение ребенка к совершаемым действиям, умение в определенной мере контролировать свое поведение, оценивать свои поступки и поступки сверстников. Вся эта возрастная динамика развития ребенка положена в основу примерных режимов дня для разных возрастных групп.