Приложение МААМ

Организация речевого диалога между ребёнком с проблемами в развитии и взрослым

Людмила Воронова
Организация речевого диалога между ребёнком с проблемами в развитии и взрослым
▼ Скачать + Заказать документы

Результаты обследования детей с ЗПР говорят о характерной неравномерности развития, которая отмечается во всех психических сферах, в том числе и в развитии речи. Кроме неравномерности, отмечаются такие особенности, как нарушения слухового внимания и восприятия, проблемы с кратковременной вербальной памятью, проблемы с обработкой слуховой информации, нарушения развития дыхательных функций, нарушения точности и ловкости мелких движений органов артикуляции. Дополнительными сложностями могут являться анатомические особенности строения органов речевого аппарата. Из-за этого снижается четкость и внятность речи. Все перечисленные особенности развития детей с ЗПР необходимо учитывать специалистам при разработке индивидуальной программы развития. Но процесс развития ребенка не ограничивается специальными занятиями с дефектологами, психологами и логопедами — огромное значение играет его окружение, близкие люди, с которыми он встречается каждый день. Предметом настоящей статьи является обсуждение вопросов по проблемам организации взаимодействия между взрослым и ребенком и развития его речи в повседневной жизни. Следующие ситуации помогут развитию речевого диалога между взрослым и ребёнком.

Публикация «Организация речевого диалога между ребёнком с проблемами в развитии и взрослым» размещена в разделах

1ситуация. Бытовая техника.

Интерес ребенка к бытовой технике и электронным устройствам, включая телевизор и ситуацию просмотра мультфильмов, важно использовать как повод для диалога. Если малыш взял в руки телефон, научите его це-ленаправленным действиям — позвонить папе, маме, бабушке, другу, с обязательным разворотом сюжета, чтоб малыш услышал голос собеседника и смог ему ответить. В ходе общения с ребенком необходимо исполь-зовать не только полные формы слов и экспрессивно-мимические средства (жесты, взгляды и др., но и простые слова (ЛЯЛЯ, БАХ, БАМ-БАМ, ДАЙ, НА, АЛЛО). Речь взрослого должна быть эмоциональной, хорошо интонированной, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время общения ребенок обращал внимание на движения губ взрослого, мог распределить внимание между взрослым и предметом диалога. Если ребенок смотрит мультипликационный фильм, спросите его о персонажах, о том, что они делают; можно нарисовать или разукрасить героя на бумаге, можно слепить его из теста и поиграть с ним.

Побуждать ребенка к речевому диалогу можно различными способами. Первый вариант — использование вопросов, поддерживающих общение. «Это киса? Вот киса! Это наша киса? Да! Это наша киса!». Отвечая на свой собственный вопрос словом ДА, взрослый демонстрирует ребенку определенную модель речевого поведения.

Второй вариант — это провокационные вопросы, называемые также «конфликтными». Взрослый задает ребенку вопрос, на который явно не предполагается положительная реакция со стороны ребенка, например: «Это папа?» (указывая в планшете на фотографию мамы). При задании таких вопросов также необходима эмоциональная включенность взрослого. На подобные вопросы дети вполне могут ответить словом ДА или НЕТ.

2 ситуация. Книги и картинки.

Любая словесная информация, предъявляемая ребенку с ЗПР, но не сопровождаемая наглядностью (предметом, с которым необходимо действовать, не может заинтересовать малыша. Если взрослый рассказывает или читает ребенку сказку, ее необходимо сопровждать указательными жестами на иллюстрацию в книге или «проигрывать» содержание сказки с куклами (театрализация). Когда у ребенка нет богатого опыта совместного со взрослым чтения, фраза «Идем, будем читать книгу» для него не очень понятна. Очевидно, что дальнейшее чтение текста сказки с использованием более сложных речевых конструкций становится ребенку не интересным. У ребенка уже сформировалось четкое представление о данном виде деятельности, к которому он относится край-не негативно.

Когда взрослый предлагает ребенку проигрывать содержание сказки с использованием различных предметов и кукол, у малыша есть возможность выполнять конкретные действия, подчиненные определенным правилам. В такой ситуации действия сопряжены с простой и эмоциональной речью, и у взрослого появляется возможность адаптировать текст сказки к актуальному уровню развития ребенка. Вме-сто иллюстрации и текста в книге покатился

колобок дальше.» лучше взять колобка в руки или дать его ребенку, произнеся: «Колобок топ-топ- топ.» — с последующим проведением колобка по дорожке (например, на полу). Некоторые дети начинают лизать книги. Если им делаешь замечание, пытаются спрятаться и продолжить свое дело». Подобные способы взаимодействия с предметами встречаются достаточно часто. Облизывание книг, игрушек, предметов говорит о нехватке у ребенка ощущений. Известно, что рот — это весьма чувствительное место, и реб``ок, облизывая предмет, знакомится с ним. Ребенку недостаточно просто посмотреть на предмет, он не ограничится простым обследованием, держа предмет в руках. Инструкция взрослого «Это — книга» является для ребенка малоинформативной. Для малыша актуальнее не деятельность по чтению книги, а возможность почувствовать языком ее прохладную шершавую страницу. Для этого малыша приятней игры с различными яркими на ощупь предметами. Ему интересно манипулировать обычными цветными мочалками, взять в руки прохладную коробочку с йогуртом из холодильника, наливать в ванной воду в бутылочку. С ребенком можно сравнивать теплые и холодные предметы, кислые и сладкие продукты. Хороши в таком случае и различ-ные подвижные игры, но не соревновательного характера, а, например, «борьба» с подушками, строительство башен из мягких модулей и картонных коробок и т. п. Описанные выше игры будут способствовать развитию мышечной силы, улучшению координации ребенка, развитию проприорецепции (ощущения положения своего тела в пространстве) и произвольных движений в различных направлениях, а также восполнять недостающие ощущения для лучшего познания мира.

4Ситуация. Ведущий вид деятельности – игра.

В игре происходят важнейшие изменения в психике ребёнка, процессы, которые его готовят к переходу на более высокие ступени развития. Дети с проблемами в развитии не могут самостоятельно перейти на другую ступень развития. В этом им надо помочь, сориентировать их.

Чаще у ребенка с малым опытом игровых действий собственная игра сводится к простым манипуляциям (бросить, попробовать на вкус (об-лизать, постучать). Взрослый должен научить ребенка взаимодействовать с игрушкой, на доступном, понятном языке объяснить и показать ему игровые действия. Если ребенок имеет скромный, ограниченный активный словарный запас, то и взрослый в своей речи не должен пользоваться сложными словами и фразами. Лучше, если это будут простые слова (такие, как ТУ-ТУ, БИ-БИ, ТУТ, ТАМ, У-У-Х ПОЕХАЛИ, ОП-ПА ПОЙМАЛА, сопровождаемые указательными и социальными жестами.

Если малыш получает удовольствие от простых игр с тестом (любит пошлепать ладошкой по нему, искать в нем спрятанную игрушку, помять тесто в ладошке, взрослому не надо стремиться сразу переходить к усложнению действий (катать шарики или колбаски, лепить комочки на картон). Ребенку следует предоставить возможность насладитьс по-нравившимся действием. Если малыш выполняет действие самостоятельно (в присутствии взрослого, можно сопровождать эту деятельность просты-ми словами в ритм действия ребенка, например, когда малыш хлопает по тесту, одновременно с этим действием говорить ХОП-ХОП-ХОП.

Очень часто у детей с проблемами в развитии на начальных этапах игры наблюдаются циклические, стереотипные действия с различными бытовыми предметами (шнурками, тесемочками, резиночками,

палочками, перебирающие действия собственными пальчиками, по-стукивание предметами. В ходе таких игр у детей отмечается свой «язык»взрослые слышат неразборчивое бормотание и звуки. Голос ребенка в ходе таких игр может быть как немодулированным, так и ярким, эмоциональным. В этот момент речь не носит обращенного характера.

В ходе таких игр-действий ребенок может не реагировать на обращеную к нему речь взрослого.

Некоторые дети выполняют последовательность действий героев, а слова просят произнести других партнёров по игре. В подобных ситуациях следует использовать короткие стишки и песенки. Благодаря им,ребёнок почувствует ритм, мелодику слов. Он захочет подражать взрослому при воспроизведении этих стихотворений.

Я стучу, стучу, стучу (Стучать кулачками о стол.)

Новый столик сколочу. (Стучать ладошками о стол.) Мягкой кисточкой покрашу

Столик, стул и кошку Машу. (Погладить ладошкой кисть другой руки.)

Наш Мишутка заболел, (Ладошки на щеках, покачать головой в стороны.)

Миша много каши съел. (Погладить себя по животику.) Миша плачет и кричит, (Ладошки на щеках, покачать головой в стороны.)

У него живот болит. (Погладить себя по животику.)

Поезд песенку поет: «Ту-ту-ту, ту-ту-ту!» (Ходим на четвереньках.)

Улетает самолет В высоту-у-у-у!

(Бегаем и «летаем» как самолеты.)

Вместе с поездом поем: «Ту-ту-ту, ту-ту-ту!» (Ходим на четвереньках.)

С самолетиком поем: «У-у-у-у-у!»

(Бегаем и «летаем» как самолеты.)

После ритмических игр необходимо вспомнить про игры-театрализации с повторяющимся сюжетом («Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», В таких играх появляется возможность проиграть один и тот же сюжет с малым, дозированным изменением путем добавления новых персонажей.

Именно в таких играх ребенок сначала слышит речевой образец взросло, а затем учится использовать речь самостоятельно при повторяющемся сюжете. Не следует оставлять играющего ребенка одного, когда он только учится играть. Необходимо постепенно передавать ему активность в игровых действиях. На начальных этапах развития игры взрослый берет на себя ведущую, активную роль, быстрая передача ко-торой ребенку нежелательна.

Публикации по теме:

«Что нужно для того, чтобы речь развивалась?» Консультация для родителей Биологические предпосылки развития речи в норме: Речь осуществляется речевой функциональной системой (органы артикуляции - губы, язык,.

Принципы речевых анализов, речевых нарушений 1. Принцип развития. Предполагает эволюционно динамический анализ возникновения дефекта: - анализ в соответствии с возрастной нормой. Принципы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация речевого диалога между ребёнком с проблемами в развитии и взрослым
Опубликовано: 10 августа 2014 в 00:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация речевого диалога между ребёнком с проблемами в развитии и взрослым» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Воронова (УИ 173151) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД