Починская Евгения
«Что нужно для того, чтобы речь развивалась?» Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Биологические предпосылки развития речи в норме:
Речь осуществляется речевой функциональной системой (органы артикуляции - губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо, голосовой аппарат, дыхательный аппарат, центральный отдел речевого аппарата - головной мозг).
1. Главное условие развития речи в норме - это целостность и сохранность ЦНС (центральной нервной системы, которая находится в головном мозге.
Публикация «„Что нужно для того, чтобы речь развивалась?“ Консультация для родителей» размещена в разделах
2. Целостность и сохранность периферического речевого аппарата (губ, языка, нижней и верхней челюсти, мягкого и твёрдого неба) - это база для речевого развития. Пример нарушения целостности периферического речевого аппарата - это расщелины твёрдого и мягкого нёба, аномалии в развитии челюсти.
3. Нормальный, сохранный физический слух - без слуха речь не формируется. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первым часов жизни ребёнка. Ребёнок овладевает умениями подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. Слух человека имеет особое свойство - точно различать звуки речи (фонемы).
4. Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Зрячий ребёнок наблюдает за движениями языка и губ говорящего, пытается повторить их, хорошо подражает утрированным артикуляторным движениям. Поэтому, когда вы разучиваете с ребёнком новое слово, нужно чтобы он смотрел на ваши губы.
5. Определённый уровень зрелости нервной системы требуется для нормального развития детской речи (нервная система малыша после рождения начинает развиваться). В 6 лет у ребенка формируется центр письменной речи.
6. Определенный уровень сформированности ВПФ (Высших Психических Функций)- то есть памяти, слухового внимания, мышления, восприятия.
Социальные предпосылки развития речи в норме
Для того, чтобы у малыша речь развивалась нормально, необходимы следующие условия:
1. Благоприятная речевая среда, в которой находится данный ребёнок:
- это правильная речь взрослых, а особенно - матери;
- это нормальный темп речи (не слишком медленный и не слишком быстрый);
- выразительность речи (использование интонации - восклицание, удивление и прочее);
- доброжелательность взрослых;
- речь взрослых должна быть эмоционально окрашенна и выразительна.
2. Наличие у ребёнка потребности в общении с окружающими (желание повторить, скопировать сказанное);
3. У ребёнка должны быть сформированны доступные для его возраста виды деятельности (изобразительная, конструктивная, игровая, предметная);
4. Общение - это определяющий фактор в развитии речи.