Елизавета Николаева
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей предметно-пространственной
среды в ДОУ
Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Для успешной реализации образовательной программы, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития, большую роль играет развивающая предметно -пространственная среда. Развивающая среда группы является источником становления субъективного опыта ребенка. Каждый компонент предметно - развивающей среды способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками. В соответствии с ФГОС содержание дошкольной ступени предусматривает одну из форм вариативно - личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в групповом помещении.
Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
РППС строилась с учетом организации деятельности детей :
- В обучающей деятельности – подбор дидактического материала, который будет соответствовать изучаемой теме;
- Для совместной деятельности воспитателя с детьми. Взрослый дополняет, насыщает, изменяет предметную среду материалами для игры, рисования и других видов деятельности в соответствии с возникшими у детей интересами;
- Для самостоятельной деятельности детей. Создаются условия для развития, творческого самовыражения, осознания себя, кооперации с равными без взрослых посредников, для свободного упражнения в способах действие и умениях, замысливании и реализации собственных задач;
- При создании развивающей предметной среды следует обратить внимание на то, что она должна способствовать развитию детской деятельности, отвечать ее задачам; Соответствовать возрасту ребенка
- Предусмотренная развивающая предметная среда нацеливает педагогов на творческий, кропотливый труд по развитию личности ребенка воспитанию социально-нравственных чувств дошкольников. Находясь в помещении дошкольного учреждения, ребенок удовлетворяет потребности в познавательном, речевом, социально-коммуникативном и художественно-эстетическом развитии. Каждый ребенок в окружающей среде, может найти то, что его больше всего привлекает, радует, создает хорошее настроение. Развивающей наша среда является потому, что, создавая ее, ставим перед собой цель активизации и развития у детей интеллектуально-нравственных и эстетических качеств
личности.
Учитывая влияние средового пространства на организм человека, особенно ребенка, который более чувствителен и менее защищен, чем взрослый, в организации внутреннего пространства детского сада мы придерживались определенных правил :
- Создание цветового комфорта;
- Создание визуального психологического комфорта: активное применение в
оформлении интерьера природного компонента, обуславливающего взаимосвязь с
окружающим миром;
- Исключение предметов, напоминающих об опасности, увядании, разрушении;
- Безопасность оборудований и материалов для здоровья детей;
- Создание условий как для совместной деятельности воспитанников так и для индивидуальной, учитывая особенности развития каждого дошкольника.
РППС в помещении МБДОУ
Методический кабинет
- научно - методическое и педагогическое обеспечение
Групповые помещения
- Создание условий, обеспечивающих полноценное развитие ребенка : учебно-игровая зона, физкультурная зона, зона познавательного развития, зона сюжетно-ролевых игр и. др.
Физкультурно-музыкальный зал
- Обеспечение физического развития : физкультурный зал
- Обеспечение развитие творческих способностей
РППС в групповых помещениях
Предметно - развивающая среда в младшей разновозрастной группе «Кунчээнэ»
Всем известно, что раннее детство это фундамент общего развития ребенка. Главным событием в интеллектуальном развитии ребенка является овладения речью. Через речь ребенок познает окружающий мир. Именно главным образом на речевое развитие детей направлено предметно – развивающая среда в нашей группе. Развивающая среда создано красочно, привлекательно и главное безопасно.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
- Разнообразие
- оптимальная насыщенность
- стабильность
- доступность
- зонирование
- безопасность
В группе имеется достаточное количество игрушек из разного материала. Пространство группы разделено на отдельные подпространства
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку важно чувствовать себя важным и любимым и неповторимым, поэтому важным является среда, в которой проходит воспитательный процесс.
В группе есть несколько центров развития :
1. Познавательное развитие :
- Центр экспериментирования: стол песка и воды, природные материалы,
- Центр познания
2. Социально – коммуникативное развитие :
- Центр игры
- Якутский уголок: якутские посуды, народные игрушки,книги родного края.
- Центр «Безопасности» : железная дорога, светофор, дорожные знаки, жезл
- Центр конструирования: конструкторы, стройматериалы, лего.
Речевое развитие
- Уголок уединения
- Центр книги: портреты детских писателей, книги.
- Центр театра: настольные куклы, пальчиковые куклы, теневой театр.
Художественно – эстетическое развитие :
- Центр творчества - карандаши, акварели, гуашь, доска, глина, пластилин, гипс,
бумаги разного вида, природный материал.
- Центр природы: стенд календаря, картины из природного материала, комнатные
цветы
- Центр музыки: игрушечные музыкальные инструменты
Физическое развитие :
- Центр двигательной активности: мячи, скакалки, обруч, бубен, массажные дорожки, платочки, флажки.
Предметно развивающая среда в старшей разновозрастной «Мичээр».
1. Познавательное развитие :
- Центр «Познания»
- Центр «Лаборатория»
- Центр «Центр занимательной математики»
- Центр «ИКТ» (интерактивная доска, проектор, диски, ноутбук)
- Центр «Библиотека» (художественные книги, энциклопедии, диван, стол)
2. Художественно – эстетическое развитие :
- Центр творчества (мольберт, карандаши, акварели, гуашь)
- Центр театра (настольные куклы, дымковские, пальчиковые куклы, теневой)
- Центр «Мин САХАБЫН» (Якутские посуды, настольные игры)
- Центр природы (Уголок, картины)
- Центр музыка (барабан, бубен, дудочка, погремушки)
3. Социально – коммуникативное развитие :
- Центр дежурства (Фартук, плакат, уголок)
- Центр игры
- Центр социально - эмоционального развития»
- Центр патриотического воспитания (портреты глав улуса, наслега, президенты Якутии, России.
- Центр «безопасности» (Стол, дороги, дорожные знаки, жезл)
- Уголок уединения