Елена Быхало
Организация развивающей предметно-пространственной среды для физического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В Рабочей программе воспитания МБДОУ д/сад №30 «Березка» одной из задач воспитания является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Работая на протяжении 8 лет в группе компенсирующей направленности, которую посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, наблюдаем у детей недостаточное физическое развитие (нарушена общая и мелкая моторика, ориентация в пространстве, недостаточная скоординированность, слабые мышцы и т. д.).
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов : губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей с ТНР очень важнымявляется организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Внедряя в практику новые подходы в организацию развивающей предметно-пространственной среды, мы обеспечиваем полноценное развитие дошкольников; сохранение и укрепление физического, психического здоровья, повышение устойчивости к стрессам; развиваем полноценную личность, познавательную активность и творческие способности; развиваем социально - коммуникативные качества личности дошкольников.
Среда должна быть удобной для детей, целесообразной, настраивать на эмоциональный лад, создавать образ того или иного процесса, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром. И роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды.
В групповых комнатах, при создании развивающей предметно-пространственной среды, выделили зоны, которые стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья,помогает освоить способы сохранения здоровья. Они состоят из спортивного уголка, уголка физического саморазвития и уголка уединения. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать себя защищённым, иногда наступает такой момент, когда необходимо уединиться. Для уединения ребенка используем домик-палатку и шатер. Для того чтобы развивающая предметно-пространственная среда побуждала ребёнка к новой двигательной активности, способствовала укреплению его здоровья, она должна изменятся,т. е. быть мобильной и доступной. Все имеющиеся в группах пособия и материалы всегда находятся в распоряжении детей.
Развивающая предметно –пространственная среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Среда должна работать на развитие самостоятельности ребёнка. Правильно организованное пространство группы позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении всего дня, а педагогу даёт возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.
Обогащая среду элементами, сделанными совместно с детьми, мы стимулируем познавательную, эмоциональную и двигательную активность детей.
В своей работе с детьми активно использую здоровьесберегающие технологии, такие как:
-технологии сохранения и стимулирования здоровья (подвижные игры, спортивные игры, утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна, пальчиковая гимнастика, физ. минутки, дыхательная гимнастика,элементы релаксации и психогимнастики).
- технологии обучения здоровому образу жизни (ООД по физической культуре, коммуникативные игры, беседы о здоровье)
-технологии коррекции звукопроизношения (артикуляционная гимнастика).
Для того, чтобы применять данные технологии и при этом не терять интерес детей, необходимо постоянно изготавливать новые атрибуты, модифицировать и изменять игры с учетом интересов воспитанников группы, придумывать новые формы применения технологий.
Всем известно, что развитие речи тесно связано с развитием тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику. Для проведения гимнастик, в помощь воспитателю, созданы картотеки.
Особенно эффективно для улучшения и укрепления здоровья, считаю дыхательную гимнастику, которая проводится в стихотворной форме.
Детям с речевыми расстройствами необходимо выполнять как традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение совместно с движением.
Для обучения ребят правильному дыханию, укреплению дыхательных мышц, стимуляции работы верхних дыхательных путей, обеспечения вентиляции легких во всех его отделах, в группе, существуют такие пособия, как дыхательные тренажеры: «Весёлая перчатка», «Чашка чая», «Паучки», «Обезьянка». В создании которых принимали участие сами дети.
Совместно с детьми, изготовлено многофункциональное дидактическое пособие «Лапки-косолапки». Пособие направленно на развитие навыков ориентировки в пространстве (вперёд, назад, вправо, влево). С помощью данного пособия развивается еистибюлярный аппарат (чем меньше площадь опоры, тем труднее сохранить равновесие); сенсорное восприятие предметов; закрепляются математические представления (счет в пределах 10, понятие «цифра», «какой по счету»).
Особый интерес для педагогов должны составлять двигательно-речевые средства. Их надо чаще использовать на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.
Потребность в движении для детей нашей группы является важной задачей при организации развивающей предметно-пространственной среды. Для этого в раздевалке был создан физкультурный центр, который пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности. Центр направлен на создание условий для повышения двигательной активности детей и коррекции двигательных нарушений; развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, воспитание потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Здесь дошкольники могут выполнять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель. Уголок укомплектован, как стандартным покупным спортивным оборудованием, так и атрибутам изготовленными своими руками, это: флажки, ленточки, разноцветные мешочки с песком, вязанные малогабаритные мячи, которые используются как для проведения утренней гимнастики, с целью профилактики заболеваний, так и для проведения подвижных игр и спортивных развлечений.
Для профилактики плоскостопия,с помощью родителей, изготовлена массажная дорожка- трансформер, а также тренажер «Колючий ёжик». Цель этих пособий - развитие мышц нижних конечностей, развитие координации, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; профилактику плоскостопия.
С целью сформировать представления детейо внешнем и внутреннем строении тела человека и пространственным расположением его частей, в группе создано дидактическое пособие «Изучаем строение человека», «Что у нас внутри».
Задачей этих пособий является знакомство детей с внешним и внутренним строением тела человека и пространственным расположением его частей; дать представление о роли частей тела и внутренних органов человека; закрепить знание частей тела человека; развивать мышление, зрительную память, сообразительность.
Данные пособия могут использоваться как в проведении общеобразовательной деятельности, в мероприятиях по развитию физической подготовки, так и в самостоятельной игровой деятельности детей,
Все эти пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Самостоятельная двигательная активность детей определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования.
Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственная среда в группе, способствует двигательной активности детей и создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии.