Приложение МААМ

Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении

Екатерина Трегубова
Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности. Образно говоря, детская игра – это профориентатор ребенка. А. Г. Асмолов.

Дошкольное образование в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» – первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых.

Публикация «Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Ранняя профориентация в дошкольном образовании – запускающий механизм, который успешно влияет на дальнейшее профессиональное самоопределение и образование.

Цель ДОУ в организации ранней профориентации в создании мотивирующей профориентированной образовательной среды формирование которого обеспечит ему ценностное отношение к профессиям взрослых и, так или иначе, повлияет на выбор профессии в будущем.

Система работы по ранней профориентации закладывается воспитателем в рабочую программу и календарно-тематический план в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В помощь воспитателю для отбора задач для календарного планирования предложены примерные формулировки задач для разных возрастных групп.

Задачи профориентационной работы с детьми 2–3 лет

Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.

Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д., зачем он выполняет те или иные действия.

Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Задачи профориентационной работы с детьми 3–4 лет

Формировать положительное отношение к труду взрослых.

Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).

Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

Воспитывать уважение к людям знакомых профессий.

Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Задачи профориентационной работы с детьми 4–5 лет

Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда.

Формировать интерес к профессиям родителей.

Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

Задачи профориентационной работы с детьми 5–6 лет

Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости.

Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека.

Прививать детям чувство благодарности людям за их труд.

Задачи профориентационной работы с детьми 6–7 лет

Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.

Воспитывать уважение к людям труда.

Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).

Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Знакомить детей с профессиями стоит начинать с раннего возраста. И не смотря на меняющиеся годовые задачи работу по профориентации необходимо продолжать.

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, педагоги не только расширяют общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формируют у них определенный элементарный опыт. Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем и для этого нужны специальные условия.

При организации предметно развивающей среды во всех возрастных группах были соблюдены следующие принципы:

Принцип насыщенности;

Принцип трансформируемости;

Принцип полифункциональности;

Принцип вариативности;

Принцип доступности;

Принцип безопасности.

Все центры оснащены развивающим материалом, с учетом разновозрастной группы детей детского сада, где педагог помогает создавать условия для игрового сюжета. Все предметы расположены на доступном для детей уровне.

Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка, познакомить детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей и обеспечить комплексное решение задач социального –педагогического направления по ранней профориентации детей.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому, нами, начиная с младшего возраста, проводится работа по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Именно детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, и мы делаем все, чтобы их опыт и знакомство было более красочнее.

Безусловно, знакомство с профессиями проходит в беседах, в образовательной деятельности, где любой ребенок может почувствовать себя поваром или врачом, через чтение художественной литературы, дидактические игры (круги Луллия, чей предмет и т. д.). Все это эффективно, когда предметно-пространственная среда обогащена всем необходимым для познания профессий. Чем разнообразнее представления детей о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для них:

- спец-одежда военного, военные машины, рации, оружие – ребенок изучает военные профессии и может на мгновение превратиться в полицейского, спасающего всех вокруг!

- Поварской колпак, фартук, кухня с оборудованием как на самой настоящей кухне и фетровые пельмени с курицей – любой ребенок уже настоящий шеф-повар!

- Очки, фонендоскоп и халат – и вот он уже не тот простой мальчишка или девочка, а настоящий врач, а добавив сюда компьютер или любой гаджет и он уже не просто врач, а онлайн-доктор!

- Телефон, яркий наряд и зрители — превратят ребенка в блогера или ведущего онлайн-шоу!

А так же, для расширения и закрепления знаний детям предлагается разнообразный дидактический материал. Книжки со стихотворениями, карточки, альбомы и пазлы помогают легко запомнить особенности каждой профессии. «Облако с заданиями» в приемной подсказывает или помогает вспомнить детям какие бывают профессии.

Наличие необходимых костюмов и атрибутов для игр помогает детям более глубже погрузиться в мир каждой профессии. Вся эта работа проходит, конечно, совместно с родителями, желающими сделать этот мир для своих детей красочней и интересней!

Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Например, посредством виртуальных экскурсий, дидактических, интерактивных и сюжетно-ролевых игр, как традиционных так и современных: «Онлайн-доктор», «Космическая заправка», «Зоопарк будущего». Современным дошкольникам интересны такие профессии как: блогеры, военные, мастера услуг в салонах красоты, сотрудники медицины, артисты и повара, ландшафтные дизайнеры и археологи.

Чтобы задачи профориентационной работы с детьми реализовывались успешно в образовательный процесс мы привлекаем семьи воспитанников повышая их заинтересованность в современных детских потребностях. Совместные проекты, информационные стенды и консультации помогают родителям разобраться в важности и актуальности ранней профориентации. (Например наш детский сад принял участие в масштабном проекте СУЭК «Мир угля», в котором родители рассказали, показали детям о своей профессии.)

Каждый предприимчивый детский сад должен организовывать работу со всеми участниками образовательного процесса таким образом, чтобы результатом были дети готовые в свое время, каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, смело вступить в самостоятельную жизнь. Потому что современное общество хочет, чтобы дети понимали, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни.

Публикации по теме:

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Игровая среда группы по ранней профориентации дошкольниковИгровая среда группы по ранней профориентации дошкольников Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…»Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Мини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учрежденииМини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учреждении Мини – музей в дошкольном учреждении делает окружающую образовательную среду для детей притягательной, интересной, обогащающей мир детства.

Фотоотчет о работе с детьми по ранней профориентацииФотоотчет о работе с детьми по ранней профориентации Наши экскурсии. Наша работа с детьми по ранней профориентации. Наши дети совершили увлекательную экскурсию в Сбербанк. Здесь их познакомили.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 15:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Трегубова (УИ 619667) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД