Екатерина Трегубова
Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности. Образно говоря, детская игра – это профориентатор ребенка. А. Г. Асмолов.
Дошкольное образование в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» – первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых.
Публикация «Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Ранняя профориентация в дошкольном образовании – запускающий механизм, который успешно влияет на дальнейшее профессиональное самоопределение и образование.
Цель ДОУ в организации ранней профориентации в создании мотивирующей профориентированной образовательной среды формирование которого обеспечит ему ценностное отношение к профессиям взрослых и, так или иначе, повлияет на выбор профессии в будущем.
Система работы по ранней профориентации закладывается воспитателем в рабочую программу и календарно-тематический план в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В помощь воспитателю для отбора задач для календарного планирования предложены примерные формулировки задач для разных возрастных групп.
Задачи профориентационной работы с детьми 2–3 лет
Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.
Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д., зачем он выполняет те или иные действия.
Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).
Задачи профориентационной работы с детьми 3–4 лет
Формировать положительное отношение к труду взрослых.
Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Воспитывать уважение к людям знакомых профессий.
Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Задачи профориентационной работы с детьми 4–5 лет
Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда.
Формировать интерес к профессиям родителей.
Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд.
Задачи профориентационной работы с детьми 5–6 лет
Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости.
Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека.
Прививать детям чувство благодарности людям за их труд.
Задачи профориентационной работы с детьми 6–7 лет
Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.
Воспитывать уважение к людям труда.
Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).
Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
Знакомить детей с профессиями стоит начинать с раннего возраста. И не смотря на меняющиеся годовые задачи работу по профориентации необходимо продолжать.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, педагоги не только расширяют общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формируют у них определенный элементарный опыт. Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем и для этого нужны специальные условия.
При организации предметно развивающей среды во всех возрастных группах были соблюдены следующие принципы:
Принцип насыщенности;
Принцип трансформируемости;
Принцип полифункциональности;
Принцип вариативности;
Принцип доступности;
Принцип безопасности.
Все центры оснащены развивающим материалом, с учетом разновозрастной группы детей детского сада, где педагог помогает создавать условия для игрового сюжета. Все предметы расположены на доступном для детей уровне.
Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка, познакомить детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей и обеспечить комплексное решение задач социального –педагогического направления по ранней профориентации детей.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому, нами, начиная с младшего возраста, проводится работа по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Именно детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, и мы делаем все, чтобы их опыт и знакомство было более красочнее.
Безусловно, знакомство с профессиями проходит в беседах, в образовательной деятельности, где любой ребенок может почувствовать себя поваром или врачом, через чтение художественной литературы, дидактические игры (круги Луллия, чей предмет и т. д.). Все это эффективно, когда предметно-пространственная среда обогащена всем необходимым для познания профессий. Чем разнообразнее представления детей о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для них:
- спец-одежда военного, военные машины, рации, оружие – ребенок изучает военные профессии и может на мгновение превратиться в полицейского, спасающего всех вокруг!
- Поварской колпак, фартук, кухня с оборудованием как на самой настоящей кухне и фетровые пельмени с курицей – любой ребенок уже настоящий шеф-повар!
- Очки, фонендоскоп и халат – и вот он уже не тот простой мальчишка или девочка, а настоящий врач, а добавив сюда компьютер или любой гаджет и он уже не просто врач, а онлайн-доктор!
- Телефон, яркий наряд и зрители — превратят ребенка в блогера или ведущего онлайн-шоу!
А так же, для расширения и закрепления знаний детям предлагается разнообразный дидактический материал. Книжки со стихотворениями, карточки, альбомы и пазлы помогают легко запомнить особенности каждой профессии. «Облако с заданиями» в приемной подсказывает или помогает вспомнить детям какие бывают профессии.
Наличие необходимых костюмов и атрибутов для игр помогает детям более глубже погрузиться в мир каждой профессии. Вся эта работа проходит, конечно, совместно с родителями, желающими сделать этот мир для своих детей красочней и интересней!
Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Например, посредством виртуальных экскурсий, дидактических, интерактивных и сюжетно-ролевых игр, как традиционных так и современных: «Онлайн-доктор», «Космическая заправка», «Зоопарк будущего». Современным дошкольникам интересны такие профессии как: блогеры, военные, мастера услуг в салонах красоты, сотрудники медицины, артисты и повара, ландшафтные дизайнеры и археологи.
Чтобы задачи профориентационной работы с детьми реализовывались успешно в образовательный процесс мы привлекаем семьи воспитанников повышая их заинтересованность в современных детских потребностях. Совместные проекты, информационные стенды и консультации помогают родителям разобраться в важности и актуальности ранней профориентации. (Например наш детский сад принял участие в масштабном проекте СУЭК «Мир угля», в котором родители рассказали, показали детям о своей профессии.)
Каждый предприимчивый детский сад должен организовывать работу со всеми участниками образовательного процесса таким образом, чтобы результатом были дети готовые в свое время, каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, смело вступить в самостоятельную жизнь. Потому что современное общество хочет, чтобы дети понимали, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни.