Шаралапова Ольга Юрьевна
Организация работы воспитателя по развитию детской инициативы в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие самостоятельности и активности необходимо решать уже в работе с детьми дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих поступках и действиях активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности и содержательного общения. Он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Публикация «Организация работы воспитателя по развитию детской инициативы в разных видах деятельности» размещена в разделах
В младшем дошкольном возрасте, актуальной становится проблема развития самостоятельности и инициативы у детей. Это связано с определенными перекосами в воспитании детей. Исследования и наблюдения, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойственно инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства и вредной привычки, постоянно надеяться на помощь взрослого.
Своевременное развитие самостоятельности и инициативы у младших дошкольников является необходимой предпосылкой для проявления ими активной взаимопомощи, заботы об окружающих, бережное отношение к вещам.
Для решения этой задачи, каждый педагог подбирает наиболее оптимальные методы и приемы в своей работе.
Что означает понятие инициативность и самостоятельность?
Самостоятельность - работа, совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.
Инициатива – первичный признак самостоятельности, показывающий независимость от посторонних влияний самого источника возникновения конкретного действия.
Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки.
В работе использую различные методы и приемы: информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого); репродуктивный - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей; эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. предлагаю ребёнку выполнить часть работы самостоятельно; исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии активизирую внимание дошкольника, побуждаю его к деятельности при помощи дополнительных стимулов:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма
приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им
важно почувствовать себя значимыми.