аноним
Организация работы творческой группы педагогов-наставников в «Школе молодого педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Таратынова О. В. ,
заведующая СП ДО
МАОУ «СОШ № 124 г. Челябинска»
«Учитель и ученик растут вместе», – говорил древний китайский мыслитель и философ Конфуций.
Наставничество, на мой взгляд – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы.
Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны –
Публикация «Организация работы творческой группы педагогов-наставников в „Школе молодого педагога“» размещена в разделах
деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия.
Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – и со всей адаптивной средой; приобретает информацию о деятельности дошкольной организации, в которой он работает.
Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.
Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Особенно сложно в современных условиях работать начинающим педагогам.
Особенностью их труда является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители, коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.
В связи с этим молодым педагогам нужно целенаправленно помогать, создать необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального роста и более легкой адаптации молодых специалистов в коллективе.
Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет молодому педагогу получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
При поддержке наставника молодой педагог начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей.
Наставник должен обладать профессиональными навыками: глубоким знанием своего предмета, системным мышлением в области проблем образования, коммуникативными способностями. На первый план выходят личные качества наставника: авторитет в коллективе, готовность делиться опытом, позитивный
настрой, оптимизм, общая культура.
В настоящий момент отмечается высокая степень социализированности молодежи в социальных сетях и недостаточная социализация в коллективе. Современных молодых педагогов отличают высокие амбиции, стремление к лидерству, более высокий уровень сформированности информационной компетентности и критического мышления.
Существуют следующие модели наставничества:
- индивидуальное
- скоростное/краткосрочное
-командное
- виртуальное
- коллективно-индивидуальное
- коллективно- групповое
Риск встречается в модели «один наставник — один наставляемый». Такая модель — самая распространенная в педагогической практике, но требующая высокой квалификации опытного педагога. Для минимизации риска модель можно разнообразить: создать банк наставнических разработок по материалам опыта нескольких наставников, включить дистанционные формы работы с молодыми педагогами.
Действенным способом уменьшения этого риска является организация работы наставнической группы из двух-трех опытных педагогов и молодых специалистов. В этой группе курирующие различные направления деятельности молодых специалистов педагоги могут работать по направлениям. Один из них помогает решать вопросы образовательной деятельности деятельности, другой — планирование, третий — проектную работу с воспитанниками, родителями и т. д.
Неготовность молодого специалиста принимать помощь наставника. Этот риск показывает, что наставничество — это двусторонний процесс.
Традиционные формы работы наставников с молодыми педагогами, в которых главное место отводилось рекомендациям, выступлениям, консультациям, порой утрачивают свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи.
В соответствии с этим возникает необходимость в использовании активных форм работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, повышающий уровень их профессионального роста. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, формирует положительные отношения между сотрудниками: руководством учреждения и педагогами - наставниками, педагогами – наставниками и их молодыми подшефными воспитателями. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективная деятельность: обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов, совместные дела и проекты.
Одной из известных форм работы с начинающими педагогами является «Школа молодого педагога» (ШМП)
Цель работы ШМП : планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающего педагога, создание условий для его профессионального становления и развития посредством оказания методической поддержки.
Задачи ШМП:
- адаптация молодых специалистов к условиям организации
- развитие профессионально-педагогических компетенций начинающих и молодых педагогов;
- оказание помощи молодым специалистам в освоении обновленного содержания, педагогических технологий, в составлении и оформлении педагогической документации;
- удовлетворение образовательных потребностей молодых педагогов, повышение их профессиональной квалификации, творческого потенциала;
- стимулирование творческого самовыражения, раскрытие профессионального и творческого потенциала начинающих.
Организацию ШМП можно поручить педагогу из числа наставников. В рамках работы ШМП можно объединить опытных и начинающих педагогов в творческую группу.
Принципы работы в творческой группе
• Принцип согласованности (совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения);
• Принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности педагога);
• Принцип саморазвития (создание условий для появления у педагогов установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);
• Принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления педагогов);
• Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности педагога);
• Принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);
• Принцип психологической поддержки (помощь в определении личностных качеств).
Отличительными особенностями совместной деятельности является:
• пространственное и временное взаимодействие участников группы в процессе решения практических задач;
• наличие единой цели – проектной, исследовательской, организационной и иной деятельности, которая объединяет участников группы в процессе обсуждения, планирования, реализации проектного замысла в той или иной тематической и деятельностной логике;
• общее видение конечного результата совместной деятельности – проекта и формы его представления;
• распределение полномочий и ответственности – распределение ролей в группе, выделяя главные роли – наставников и наставляемых, и второстепенные роли – командные, которые проявляются на разных стадиях развития группы как команды и в процессе решения командных задач;
• технологичность процесса деятельности, когда реализация проектов строится в логике поэтапной реализации всевозможных процессов, распределения ролевых функций, совместно-распределенных процессах проектирования;
• формирование доверительных межличностных отношений между наставниками и наставляемыми, а также между всеми участниками творческой проектной группы; позитивный фон взаимодействия и сотрудничества влияют на процесс и результат совместной деятельности;
• формирование общей мотивации участников группы, взаимомотивация и поддержка участников, формирование общих ценностей группы.
Формы работы :
лекция-беседа,
семинары-практикумы,
психологические тренинги,
проблемно-проектный семинар,
круглый стол и др.
Методы:
игровые ситуации,
диагностика,
разыгрывание ролей,
мозговой штурм,
диалог,
методы проблемного обучения,
эвристическая беседа,
исследовательский метод
Содержание деятельности ТГ должно быть практико-ориентированным:
- Составление обучающих проектов для детей.
- Составление сценариев совместных мероприятий с родителями, презентаций к ним и др.
- Создание электронного кейса консультаций, рекомендаций, их систематизация
- Копилка педагогических идей в виде сценариев педагогических мероприятий, в том числе занятий, развлечений, праздников
- составление плана оснащения развивающей предметно-пространственной среды группы, предметная среда различных уголков группы
- подборка интересного материала силами молодого специалиста для использования в работе (стихи по темам, картотеки)
-Формирование портфолио молодого специалиста
Результатами работы творческой группы наставничества в учреждении являются:
- участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях ДОО;
- копилка, кейс электронных документов, методических и дидактических продуктов, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
- работа молодого воспитателя по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
- создание статьи в профессиональных сборниках из опыта взаимодействия
- совместные проекты
- создание портфолио
- событийный дизайн (к праздникам, тематическим неделям и мероприятиям)
Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, формирующих творческо-деятельностную позицию, развивающую педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры. При условии профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности
В рамках работы творческой группы может быть создание портфолио педагога. Педагоги-наставники могут помочь разработать «портфолио» молодому педагогу, куда молодой специалист будет вносить педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки, мероприятия. Портфолио помогает молодому педагогу увидеть динамику в профессиональном развитии в процессе наставнической деятельности. А также портфолио определяет повышение профессионального уровня педагога, уровень самоорганизации, самореализации, развитие коммуникативных навыков. Использовать портфолио возможно и при аттестации на квалификационную категорию.
«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому»
Мишель де Монтень
Литература:
1. Кузнецова, Е. А. Создание условий для самореализации молодого педагога / Е. А. Кузнецова, В. В. Кухлинская // Методист. – 2009. – № 7. – С. 63–65.
2. Поздеева, С. И. Организация наставничества как сопровождение профессионального развития молодого учителя / С. И. Поздеева // Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – С. 7–14.
3. Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях [Электронный ресурс] : методические рекомендации / сост. Ю. Г. Маковецкая, Н. В. Грачева, В. И. Серикова. – Электрон. текстовые дан. ( 1 файл: 904 Кб). – Челябинск : ЧИППКРО, 2021.
4. Щипунова, Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами / Н. Н. Щипунова // Молодой ученый. – 2016. – № 6 (110). – С. 845–847. – URL : https://moluch.ru/archive/110/pdf/63/.
5. Наставничество в образовании: современная практика : сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2019. – 188 с. –