Марина Куксина
Организация работы с детьми с учетом современных требований к сохранению и укреплению здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не боюсь еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в
свои силы».
В. А. Сухомлинский
Жизнь в 21веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепления здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты.
Публикация «Организация работы с детьми с учетом современных требований к сохранению и укреплению здоровья» размещена в разделах
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
В то же время в нашем обществе вопросами профилактики заболеваний путем выработки здоровых навыков поведения в семье, школе, детском саду по-настоящему никто не занимался. Вся работа по валеологии (под этим термином следует понимать науку и сферу человеческой деятельности, изучающую возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни) проводилась всегда спонтанно, поэтому внедрение здорового образа жизни ведется и сейчас медленно и неэффективно.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Поэтому, проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период (с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение до выпуска ребенка в школу).
Исходя из этого, одна из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения - создать оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников. Реализация данной программы проходит через несколько направлений.
1. Физическое воспитание. Ежедневно в группе под руководством взрослых проводится утренняя гимнастика. Цель проведения – создать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус. Комплексы утренней гимнастики меняются каждые две недели и составлены на основе имеющегося у детей двигательного опыта. В летний период утренняя гимнастика проводится на свежем воздухе, что несомненно полезнее для растущего детского организма, так как процесс усвоения кислорода тканями и органами на свежем воздухе протекает интенсивнее.
Три раза в неделю проводятся физкультурные занятия (2 – в физкультурном зале и 1 – на свежем воздухе). При составлении плана физ. занятий мы стараемся следовать триединству задач, т. е. физ. занятие несет обучающую, развивающую и воспитательную функции.
Реализация образовательной функции происходит через формирование у детей определенных навыков и умений (обучаем различным видам движений); развивающая функция несет в себе развитие у детей подвижности, координации движений, равновесия, ловкости, силовых качеств. Большое значение имеет и воспитательная задача, ведь именно через воспитание целеустремленности, силы воли, выдержки, положительных эмоций прививается детям интерес к занятиям физкультурой, желание вести здоровый образ жизни.
После дневного сна мы так же проводим гимнастику с целью поднятия настроения детей, обеспечения профилактики простудных заболеваний. Сюда входят: разминка в постели (потягивание после пробуждения, босохождение по массажному коврику, самомассаж спины, груди и плечей (постукивание бутылочками).
Кроме утренней гимнастики и физкультурных занятий ежемесячно проводятся
Дни Здоровья, физкультурные досуги для детей, которые несомненно оказывают благоприятное воздействие на здоровье ребенка, улучшают самочувствие, поднимают жизненный тонус, укрепляют иммунную систему.
Для нормальной жизнедеятельности детского организма необходимо обеспечить ему от 6 до 13 тысяч движений в день. Утренняя гимнастика и физкультурные занятия обеспечивают не менее половины нужного количества движений. Остальное количество движений дети «добирают» на музыкальных занятиях, спортивном досуге, прогулках и самостоятельной деятельности.
2. Оптимальный режим двигательной активности. Хотелось бы отметить, что деятельность детей в течение дня построена таким образом, что происходит разумное чередование умственной и физической нагрузки (сетка занятий также соответствует физиологическим нормам – занятия, требующие умственного напряжения, усидчивости и внимания чередуются с физкультурными и музыкальными занятиями). Это способствует лучшему усвоению знаний детьми, сохранению хорошего самочувствия и здоровья.
Поскольку уровень произвольного внимания у дошкольников достаточно низкий, а также для расслабления и отдыха разных групп мышц на каждом занятии используются физминутки. Они проводятся, как правило, в игровой форме, улучшают настроение детей, повышают мышечный тонус, служат профилактикой нарушения зрения, искривления позвоночника.
Незаменимую помощь в организации двигательной активности детей играют подвижные игры и спортивные упражнения; их мы стараемся подбирать таким образом, чтобы в течение дня были использованы различные виды движений (бег, ходьба, метание и т. д.). Обращаем внимание и на физиологические особенности детского организма (к концу недели, как правило, ребенок утомляется, поэтому здесь мы стараемся подбирать более спокойные игры и упражнения, не требующие больших физических усилий).
Немалая часть физических нагрузок осуществляется за счет самостоятельной двигательной активности детей. Для этого, на мой взгляд, в нашей группе созданы все условия: в удобном месте оборудован спортивный уголок, все физкультурные пособия доступны детям. Здесь они могут развивать ловкость рук при игре в мячи; глазомер – при игре в кегли, метании дротиков; силу рук - при метании мешочков и т. д. В нашем уголке вы также можете увидеть скакалки, колцеброс, обручи, массажные коврики, кубики, «волшебные тарелочки» и много другого спортивного инвентаря.
Пополняется наш уголок и нетрадиционным оборудованием. В этом году были изготовлены: «серсо» - пособие для развития глазомера, «веселая бутылочка» - для развития дыхательного аппарата детей, бумы – для развития равновесия.
3. Основы знаний валеологии и ОБЖ. Но одними усилиями педагогов здоровье детей не сохранить и не укрепить. Важно, чтобы ребенок сам осознавал пользу физкультурных занятий, зарядки, стремился следить за своим здоровьем. С этой целью в программе предусмотрены занятия ОБЖ и валеологии. На занятиях валеологии дети знакомятся со своим организмом, с функциями, которые выполняют отдельные органы, с мерами профилактики отдельных заболеваний (таких как кариес, ОРВИ, нарушение осанки, зрения и др.). На занятиях ОБЖ с детьми обсуждаются вопросы, связанные с обеспечением безопасности здоровья и жизни человека.
Красной линией при планировании занятий валеологии и ОБЖ проходит воспитательная задача – забота о своем здоровье и привитие интереса к ведению здорового образа жизни, т. е. дети должны понять, что здоровье нужно беречь «смолоду» и должны знать, что нужно делать, чтобы расти крепкими и здоровыми.
4. Медицинская и педагогическая помощь и поддержка. Как и во всех группах, в нашей группе ведется Дневник Здоровья. С момента поступления ребенка в группу совместно с медсестрой мы следим за состоянием его здоровья. Медицинские рекомендации позволяют обеспечивать индивидуальный подход при планировании физических нагрузок в зависимости от типа заболевания, а также проводить дополнительную работу по оздоровлению детей.
Обследование физической подготовленности детей в начале и конце учебного года позволяет наглядно увидеть – имеются ли положительные результаты в физическом развитии детей, а также подсказывает педагогу в каком направлении нужно вести работу.
Здесь хотелось бы отметить, что в нашей группе проводятся также и оздоровительно-профилактические мероприятия (в течение года – прием витаминов; в зимний период – смазывание слизистых оболочек носа оксолиновой мазью, включение в рацион питания чеснока, орошение группы пихтовым маслом; в летний период – закаливание: прием воздушных и водных ванн).
Немаловажное значение имеет также и работа с родителями. Нами периодически выпускаются «листки здоровья», где родители могут почерпнуть интересную информацию и рекомендации по сохранению и укреплению здоровья детей, антропометрические данные позволяют каждому родителю наглядно увидеть изменения в росте, весе и окружности груди своего ребенка; проводятся также и индивидуальные беседы с родителями.
В дальнейшем мы продолжим совершенствовать нашу работу в этом направлении. С этой целью мы планируем знакомиться с опытом работы по оздоровлению детей в других группах, изучать дополнительную литературу, пополнять физкультурный уголок спортивным инвентарем.