Рогожникова Дарья Юрьевна
Организация работы с детьми «Группы риска»
▼ Скачать + Заказать документы
“На свете – бездна родителей, – писал В. Г. Белинский, – множество, но мало отцов и матерей”.
Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире. Дошкольники – как воск. Подогрев его, т. е. обласкав, от ребенка можно всего добиться и переделать его поведение тоже легче, чем в более в старшем возрасте.
Публикация «Организация работы с детьми „Группы риска“» размещена в разделах
Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения. Задача осложняется тем, что родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт (или вообще не вступают, могут игнорировать или демонстрировать открытую враждебность в ответ на призывы педагогов.
Признаки неблагополучия в семье
Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.
Признаки физического насилия в семье проявляются:
- в боязливости ребенка;
- в выраженном страхе взрослых;
- в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;
- в боязни идти домой;
- в жестоком обращении с животными;
- в стремлении скрыть причину травм.
Главной целью работы ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста, формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей в рамках ДОУ.
Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Семьи «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны детского сада.
Задачи ДОУ:
- Побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье.
- Реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.
- Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей.
- Оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.
- Коррекция нарушений в интеллектуальной, поведенческой и коммуникативной сферах развития ребенка.
Алгоритм сопровождения семей «группы риска» :
1-й этап: выявление семей группы риска. В начале учебного года проводить мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ.
2-й этап: установление контакта с семьей. Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.
3-й этап: изучение семьи. Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия. Изучением семьи в детском саду занимаются психолог и воспитатель. Психолог использует следующие методы психологической диагностики: тесты, проективные методики, анкеты, опросники, наблюдение и беседу. При необходимости педагоги детского сада посещают семьи воспитанников.
Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится воспитателю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия.
4-й этап: - Психолого-педагогическая характеристика на ребенка. Разработка плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска». План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.
Главной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи. Психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска» предполагает комплексную работу со всеми участниками педагогического процесса (работа с детьми, с родителями (опекунами) и педагогами ДОУ, поскольку успех проводимой работы возможен только при взаимодействии всех сторон.
Однако при работе с семьей следует обращать внимание не только на недостатки, которые привели к возникновению проблемы. Мы не можем изменить тяжелое прошлое семьи (алкоголизм нескольких поколений, тюремные заключения, разводы, смерти, тяжелые болезни… Все это уже произошло и наложило отпечаток на поведение членов неблагополучной семьи. Поэтому с целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями необходимо проводить работу по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.
Семьи «группы риска» :
- Опекунские семьи нуждаются в вовлечении детей в систему дополнительного образования, в консультациях психолога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, в консультации специалистов по выявлению отклонений у ребенка.
- Семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности также необходима организация сотрудничества детей и взрослых, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность.
В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости психолого-педагогического просвещения.
Как показывает практика, семьи «группы риска» нуждаются в следующих видах помощи:
психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);
социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);
педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку);
правовой (повышение правовой компетентности родителей);
медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).
Процесс нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на детей может протекать успешно, если соблюдается ряд условий:
воспитательно-образовательная работа с детьми в ДОУ осуществляется в условиях личностно ориентированного подхода
создано единое образовательно-коррекционное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи
Для организации эффективной работы с родителями и детьми из таких семей работникам образовательного учреждения следует взаимодействовать со специалистами различных учреждений: социальной службой и комиссией по делам несовершеннолетних, Управлением образования, прокуратурой, органами опеки и попечительства.
Таким образом, привлекая родителей ко всему, чем насыщена жизнь ребенка в детском саду, можно с успехом решать задачи педагогического просвещения и влиять на некоторые глубинные процессы создания и эмоциональной сферы человека, руководящего развитием ребенка.
Очень хотелось бы, чтоб и воспитатели, и родители всегда помнили, что семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.