ирина романчукевич
Из опыта работы по воспитанию детей на основе национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Михаил Ломоносов:
«Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет будущего»*
Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе национальной культуры, на собрании национальных достижений.
Считаю необходимым донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях.
Публикация «Из опыта работы по воспитанию детей на основе национальной культуры» размещена в разделах
Знакомство детей только с устным народным творчеством без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего народа. Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Я уверена, что ребят должны окружать предметы, характерные для народного быта.
Переход….
Наш проект мы начали с рассматривания семейных фотографий. Дети с интересом рассматривали фото сверстников и с гордостью рассказывали о своей семье. С помощью таких бесед нам удалось расширить представление о родственных отношениях, обогатить словарный запас терминами родства. Воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи.
Некоторые родители, проявив инициативу изготовили газету о своей семье.
После просмотра фотографий провели ряд бесед:
- Что значат наши имена «Ты скажи мне, как тебя зовут»
- О происхождении фамилии.
- История моей семьи.
В беседе «Мужчины и женщины в семье» закрепили представления детей родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомили с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. Обратили внимание на уважительное отношение мальчиков к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь, у девочек – заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.
Пригласив родителей, мы организовали «Семейную гостиную», на которой взрослые рассказали о своих глубоких корнях- о родителях своих родителей, кто кому и как приходиться. У детей расширилось представление о семье. Дети начали интересоваться своими семейными корнями.
Приглашены были семьи разных национальностей и дети услышали рассказы взрослых об истории семьи и их традициях.
Следующим этапом проекта было создание генеалогического древа. Родители проявили творчество и совместно с детьми создали семейную родословную.
Дети были в восторге от такого творческого задания. Увлеченно рассказывали каждый о своей семье.
Для старших дошкольников мы проводили занятия по рисованию семейного древа (родословного древа
Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем лучших качеств своих предков, формирует чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.
Для продолжения темы- была организована экскурсия в краеведческий музей, где произошло знакомство со строительством жилища, с предметами русской избы и бытовыми устройствами наших предков, с историей народного костюма, его элементами.
Также дети рассмотрели старинные музыкальные инструменты….
Особое впечатление на детей произвела организованная нами экскурсия в музей Аксакова.
Дети увидели генеологическое древо писателя. Ребятам удалось влиться атмосферу быта знаменитого соотечественника.
После посещения экскурсии к нам пришла идея создать свой мини-музей старинных вещей. Родители и педагоги поддержали нас. В результате у нас появились старинные вещи: посуда, одежда, обувь, инструменты и т. д.
По мере пополнения музея у нас появилась возможность организовать сюжетно-ролевые игры в «Старинном жилище».
Оборудованная в ДОУ экспозиция «Старинная изба», в которой собраны предметы старины и быта крестьян, решает поставленные задачи: наглядно – образно представить детям жизнь и быт крестьян; познакомиться с посудой и утварью русской избы; назначением русской печи и других предметов быта.
Народные художественные промыслы – эта тема необходима, чтобы познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности.
На занятиях по изобразительной деятельности периодически планируем и проводим знакомство с народно-прикладным искусством, рассказываем о традициях хохломской, городецкой росписи, о художественном гжельском промысле и др.
Знакомство с фольклором неразрывно связано с музыкальным развитием. На музыкальных занятиях и праздниках регулярно изучаем народные танцы, песни, попевки.
Дети с удовольствием играют в народные игры «Юрта», «Карусель». Такие игры можно брать в качестве физ. минуток.
В театрализованной деятельности в качестве атрибутов используем предметы из нашего музея, кукол в национальных костюмах. Пользуясь опытом дети самостоятельно придумывают и разыгрывают представления.
В нашей группе имеется большое количество дидактических и настольно-печатных игр по приобщению воспитанников к фольклору
Одной из форм работы с родителями были «Семейные посиделки», на которых взрослые поделились своими обычаями и рассказали о традиционных семейных блюдах. Беседа закончилась чаепитием с блинами, чак-чаком.
Одна из бабушек продемонстрировала нам выставку тряпичных кукол. Детей и педагогов очень заинтересовала эта работа. Изучили историю возникновения древних обрядовых кукол, традициями изготовления.
Провели мастер-класс с родителями, затем с детьми.
Совместные семейные работы дети принесли из дома и продемонстрировали друг другу.