Коростелева Ирина
Организация работы по самообразованию педагогов в ДОУ
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является
дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессио-
нального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитате-
лю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предме-
том его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется само-
стоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над
Публикация «Организация работы по самообразованию педагогов в ДОУ» размещена в разделах
совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельно-
сти, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных
знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторон-
ней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной
деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог
придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершен-
ствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению
своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых
профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и
психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода
времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые
затруднения или которая является предметом его особого интереса. Самообразование
педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направле-
ниями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
197
• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного
воспитания;
• Изучение учебной и научно-методической литературы;
• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анато-
мии, физиологии;
• Изучение новых программ и педагогических технологий;
• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
• Повышение общекультурного уровня.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений
профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику
самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
• Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения
и развития;
• Формирование основ педагогического мастерства;
• Развитие умений и конструктивных способностей.
Консультация для педагогов «Советы по организации самообразования», «Советы
для воспитателей, работающих свыше 5 лет» :
• Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса
с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
• Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, приме-
нение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей. Для опыт-
ных, творчески работающих воспитателей :
• Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контек-
сте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
• Проявление творческого потенциала педагога;
• Пропаганда своих достижений;
• Развитие исследовательской деятельности.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от
поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспита-
телю в определении темы, целей и задач; в планировании работы по самообразованию;
в ходе реализации плана; в изучении и анализе результативности своей работы.
Этапы и содержание деятельности по самообразованию представлены в таблице.
Содержание работы по самообразованию. Этапы работы по самообразованию дея-
тельность педагога старшего воспитателя:
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности,
осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач Педагогическая диагно-
стика и всесторонний анализ деятельности педагога.
Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуаль-
ные беседы, анкетирование
2. Планирование работы по самообразованию консультирование и методические
рекомендации по разработке темы :
• в определении содержания работы по самообразованию;
• в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения;
• в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога
198
3. Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изуче-
ние, анализ и самооценка результатов). Создание условий для работы воспитателя по
самообразованию :
• тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной,
методической и художественной литературы;
• тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;
• видеозаписи;
• оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;
• материалы из опыта работы;
• тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег»,
«Лучшее от каждого – коллективу» и др.
4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике:
Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и изготовление
пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми) других
форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов.
5. Подведение итогов самообразования. Привлечение к проведению индивидуаль-
ной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведе-
нию открытого просмотра.
Помощь в оформлении результатов самообразования : выступление по итогам
работы и обмену опытом; составление картотеки по проблеме; игры и пособия; советы и
рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы; составление пер-
спективного плана работы с детьми; организация выставки работ детей или педагог по
теме самообразования; оформление передового педагогического опыта.
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и
оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообра-
зованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педа-
гога, так и для развития его личности.