Татьяна Кубло
Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.
Таков этот народный великий педагог родное слово!».
Публикация «Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности младших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Ранний возраст является важным возрастным в развития ребенка. В это время одно из главных мест занимает эмоциональное общение ребёнка и взрослого, что является значительной предпосылкой в становлении форм вербальной коммуникации. Важное место при развитие речевой активности происходит в возрасте от 1 года до 3 лет. В этот период времени ребёнка нужно стимулировать к самостоятельному использованию разнообразных слов, поощряя его речевую активность.
В настоящее время ДОУ выходят на новый этап речевого развития детей, когда происходит пересмотр содержания программ дошкольного образования. Принимаются новые Федеральные государственные образовательные стандарты ДОУ. Одним из важных направлений в педагогике становится работа с детьми раннего возраста по активизации и развитии речевой деятельности, предупреждению и профилактике возникновения разных речевых нарушений.
Проблема развития речи детей, в настоящее время, является актуальной по ряду причин:
• сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — время быстрого развития всех психических функций. Основой развития этого периода –происходит овладение речью, которая становится важной основой для до развития ребенка; дошкольный возраст – это важный период речевой активности ребенка, формирование разносторонней речи, усвоение дошкольником правил и норм родного языка;
• речь постепенно становится главным средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
• ухудшение физического здоровья детей может способствовать развитию речевых нарушений;
• Растете число детей, имеющих проблемы с речевым развитием, связанные с нехваткой внимания к развитию устной речи со стороны родителей и педагогов;
• Дефицит общения со стороны родителей и детей;
• Значительное снижение речевой и познавательной культуры в обществе.
Поэтому очень важно с самого раннего возраста начать работу по развитию речевой активности детей, предупреждению речевых нарушений, вовремя скорректировать и заметить отставание в речевом развитии, стимулировать речевую активность способствуя разностороннему, полноценному развитию ребенка.
Очень существенную помощь ребенку могут оказать те люди, которые постоянно общаются с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком приемы и методы для стимуляции речевого общения, направленные на:
• формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;
• способности к подражанию действиям (взрослого, сверстников и речевому подражанию.
• развитие психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.
• формирование внешнего и внутреннего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного, обеспечивающего минимальное общение;
• формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого высказывания;
• профилактику возникновения вторичных речевых нарушений.
Исходя из заданных задач по развитию речи, подберём приемы и методы речевой активности детей. Ряд дидактов (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе и др.) выделяли три группы методов: словесные, наглядные, практические. Формой общения могут быть как непосредственно организованная деятельность, так и повседневная жизнь детей. В раннем речевом развитии ребёнка важным становится стимулирование, активизация речи, за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.
Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами – птицей, кошкой, собакой и т. д. ; наблюдения в природе; экскурсии на участок других детей, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д. ; рассматривание разнообразных игрушек, предметов, сюжетных картин; ИЗО наглядность.
Практические методы : дидактические игры и упражнения; пальчиковая гимнастика; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами, сюжетно-ролевые игры.
Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.
Одним из самых эффективных методов являются практические методы организации детей. К ним относится игровой прием. Он включает в себя использование разных компонентов игры в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д.
Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.
Таким образом: в процессе работы по речевому развитию младших дошкольников эффективно использование принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Во время занятия используем разнообразные виды детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, произношение скороговорки и рисование того, о чем в ней говорится.