Неля Оржинская
Организация работы по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие – либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего ребенка трудности с речью. Родители должны помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Первыми помощниками родителей в познавательно – речевом развитии детей являются воспитатели. Желательно развивать у детей способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать услышанный материал, умение сопоставлять, сравнивать, выражать свое отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному (т. е. накапливать знания об окружающем мире). Необходимо развивать память, внимание, восприятие, мышление. Для развития познавательно – речевой сферы детей в летний период, хотелось бы порекомендовать воспитателям некоторые игры.
Публикация «Организация работы по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Для коррекции недостатков внимания и для формирования таких его качеств, как объем (способность воспринимать одновременно больше предметов, устойчивость (способность выполнять действия длительное время, переключаемость (т. е. быстрота перехода с выполнения одного действия на другое, т. е. все это развивается в следующих играх :
1. Предложить детям посмотреть в окно или на стол, на котором стоят разные игрушки, а затем отвернувшись, назвать увиденное.
2. Показать картинку, в которой «спрятались» разные звери, птицы, предметы. Ребенок должен найти их.
3. Попросить ребенка найти различия в двух картинках.
4. Разложите знакомые предметы или картинки с их изображением. Пусть ребенок посмотрит на них. Затем уберите один из предметов. Ребенок должен сказать, какой предмет убрали. После этого предметы замените или поменяйте местами и спросите, что изменилось. То же самое проводится с картинками и т. д.
Игры на развитие восприятия (слухового, зрительного, ориентировку в пространстве, тактильное восприятие).
1. Дайте ребенку пуговицы одного цвета, но разной величины и предложите разложить их от маленькой к большой и наоборот. Попросите ребенка на ощупь найти самый большой и самый маленький камешек (в мешочке камешки разной величины).
2. Предложите определить, из каких фигур сделаны человечки.
3. «Кто больше назовет» - Положите перед ребенком красный круг, зеленый овал, темно – красный треугольник вершиной вниз и попросите назвать похожие на эти предметы овощи, фрукты (яблоко, огурец, свекла).
4. «Слушай команду» - Сначала поставьте ребенка и спросите, что он видит впереди, что слева, что справа, сзади и только после этого начинайте играть. Вы говорите, что если ребенок будет внимательно слушать и правильно выполнять команды, то найдет конфетку. Он закрывает глаза и идет выполняя ваши указания: «Шаг вперед, шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, руки на пояс, правую руку вперед….». Можете по своему усмотрению менять команды.
5. Положите на стол знакомые предметы и спросите, что лежит в середине, что слева вверху, слева внизу. После выполнения этого задания дайте картинку с изображениями предметов и попросите назвать, что где нарисовано.
6. «Художник». Дайте ребенку лист в клетку из школьной тетради. Ребенок рисует по вашей инструкции: «В центре кружок. Слева и справа от него квадраты. Вниз от кружка через две клетки треугольник и т. д.» Аналогичное упражнение можно провести с мозаикой.
Речевые игры
1. «Один – много» - Педагог называет слово по теме «Лето» в единственном числе, ребенок должен его сказать во множественном числе.
2. «Что сначала, что потом?» - Педагог приглашает одного ребенка к доске, предлагает ему четыре картинки по теме «Лето», связанные одним сюжетом. Ребенок выкладывает картинки в сюжетной последовательности и составляет по ним рассказ. Игра может повторяться с другим набором сюжетных картинок.
3. «Неоконченный рассказ» - Педагог предлагает детям сочинить продолжение истории, следя за последовательностью излагаемых ими событий.
4. «Дикое – домашнее». Педагог бросает ребенку мяч, называя какую либо птицу. Ребенок ловит его, если эта птица относится к домашним. Тему можно брать по выбору.
5. «Слушай звуки». Педагог выстукивает карандашами определенный ритмический рисунок, дети должны его повторить. Педагог выделяет самого внимательного ребенка. И т. д.
Все эти игры и упражнения закрепляют представления детей о величине, форме, цвете, учат ориентироваться в пространстве, развивают воображение, способность к конструированию, умение выполнять задания по инструкции.
6. «Кто наблюдательнее»
Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте.
- развитие внимания и наблюдательности.
Детям предлагается текст, где обучающиеся находят выбранную педагогом букву.
7. Игра «День – ночь»
Цель: Развитие речи дошкольников.
Педагог называет слово, дети – противоположное ему по значению: «День – ночь, сладкий – кислый» и др.
8. Игра «Молоточки»
Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых педагогом, карандашом по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания детей о гласных звуках и об ударении.