МААМ-картинки

Организация работы по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста

Неля Оржинская
Организация работы по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие – либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего ребенка трудности с речью. Родители должны помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Первыми помощниками родителей в познавательно – речевом развитии детей являются воспитатели. Желательно развивать у детей способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать услышанный материал, умение сопоставлять, сравнивать, выражать свое отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному (т. е. накапливать знания об окружающем мире). Необходимо развивать память, внимание, восприятие, мышление. Для развития познавательно – речевой сферы детей в летний период, хотелось бы порекомендовать воспитателям некоторые игры.

Публикация «Организация работы по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Для коррекции недостатков внимания и для формирования таких его качеств, как объем (способность воспринимать одновременно больше предметов, устойчивость (способность выполнять действия длительное время, переключаемость (т. е. быстрота перехода с выполнения одного действия на другое, т. е. все это развивается в следующих играх :

1. Предложить детям посмотреть в окно или на стол, на котором стоят разные игрушки, а затем отвернувшись, назвать увиденное.

2. Показать картинку, в которой «спрятались» разные звери, птицы, предметы. Ребенок должен найти их.

3. Попросить ребенка найти различия в двух картинках.

4. Разложите знакомые предметы или картинки с их изображением. Пусть ребенок посмотрит на них. Затем уберите один из предметов. Ребенок должен сказать, какой предмет убрали. После этого предметы замените или поменяйте местами и спросите, что изменилось. То же самое проводится с картинками и т. д.

Игры на развитие восприятия (слухового, зрительного, ориентировку в пространстве, тактильное восприятие).

1. Дайте ребенку пуговицы одного цвета, но разной величины и предложите разложить их от маленькой к большой и наоборот. Попросите ребенка на ощупь найти самый большой и самый маленький камешек (в мешочке камешки разной величины).

2. Предложите определить, из каких фигур сделаны человечки.

3. «Кто больше назовет» - Положите перед ребенком красный круг, зеленый овал, темно – красный треугольник вершиной вниз и попросите назвать похожие на эти предметы овощи, фрукты (яблоко, огурец, свекла).

4. «Слушай команду» - Сначала поставьте ребенка и спросите, что он видит впереди, что слева, что справа, сзади и только после этого начинайте играть. Вы говорите, что если ребенок будет внимательно слушать и правильно выполнять команды, то найдет конфетку. Он закрывает глаза и идет выполняя ваши указания: «Шаг вперед, шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, руки на пояс, правую руку вперед….». Можете по своему усмотрению менять команды.

5. Положите на стол знакомые предметы и спросите, что лежит в середине, что слева вверху, слева внизу. После выполнения этого задания дайте картинку с изображениями предметов и попросите назвать, что где нарисовано.

6. «Художник». Дайте ребенку лист в клетку из школьной тетради. Ребенок рисует по вашей инструкции: «В центре кружок. Слева и справа от него квадраты. Вниз от кружка через две клетки треугольник и т. д.» Аналогичное упражнение можно провести с мозаикой.

Речевые игры

1. «Один – много» - Педагог называет слово по теме «Лето» в единственном числе, ребенок должен его сказать во множественном числе.

2. «Что сначала, что потом?» - Педагог приглашает одного ребенка к доске, предлагает ему четыре картинки по теме «Лето», связанные одним сюжетом. Ребенок выкладывает картинки в сюжетной последовательности и составляет по ним рассказ. Игра может повторяться с другим набором сюжетных картинок.

3. «Неоконченный рассказ» - Педагог предлагает детям сочинить продолжение истории, следя за последовательностью излагаемых ими событий.

4. «Дикое – домашнее». Педагог бросает ребенку мяч, называя какую либо птицу. Ребенок ловит его, если эта птица относится к домашним. Тему можно брать по выбору.

5. «Слушай звуки». Педагог выстукивает карандашами определенный ритмический рисунок, дети должны его повторить. Педагог выделяет самого внимательного ребенка. И т. д.

Все эти игры и упражнения закрепляют представления детей о величине, форме, цвете, учат ориентироваться в пространстве, развивают воображение, способность к конструированию, умение выполнять задания по инструкции.

6. «Кто наблюдательнее»

Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте.

- развитие внимания и наблюдательности.

Детям предлагается текст, где обучающиеся находят выбранную педагогом букву.

7. Игра «День – ночь»

Цель: Развитие речи дошкольников.

Педагог называет слово, дети – противоположное ему по значению: «День – ночь, сладкий – кислый» и др.

8. Игра «Молоточки»

Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых педагогом, карандашом по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания детей о гласных звуках и об ударении.

Публикации по теме:

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Подарки осени» Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением всех психических процессов и.

Обобщенный педагогический опыт. «Сказка как познавательно — речевое развитие детей дошкольного возраста» ОБОБЩЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. «Сказка как познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста» ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 марта 2013 в 23:05
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Неля Оржинская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД