Елена Холод
Организация работы по обучению детей подготовительной группы счету с использованием различных видов анализаторов
▼ Скачать + Заказать документы
Проанализировав теоретический материал и методическую литературу, была проведена диагностика в подготовительной группе детского сада по изучению влияния различных анализаторов на обучение детей счету.
Работа была выстроена в несколько этапов:
1. Подготовительный.
На данном этапе:
- разработан перспективный план работы на год,
- составлена картотека дидактических игр, с использованием различных анализаторов
Публикация «Организация работы по обучению детей подготовительной группы счету с использованием различных видов анализаторов» размещена в разделах
- определен диагностический инструментарий,
- проведена первичная диагностика дошкольников.
В диагностике приняло участие 11 детей. За основу были взяты диагностические карты О. А. Скоролуповой «Познавательное развитие: развитие элементарных математических представлений» (подготовительная группа)».
В результате проведенного исследования в начале года из 11 детей группы :
2 ребенка (18%) достигли запланированного показателя
8 детей (73%) имеют неполное достижение показателей
1 ребенок (9%) имеет низкий уровень достижения нормативного показателя.
На основании полученных данных был разработан перспективный план работы по формированию математических представлений с использованием различных анализаторов, включающий и обучение счету.
2. Основной этап (работа с детьми по перспективному плану).
Перспективный план составлен на основе учебно - методического пособия Колесниковой Е. В.
Задачи:
- создать предпосылки для формирования правильного миропонимания, обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности;
- использовать игровые ситуации с элементами соревнований для мотивации деятельности детей и направленности мыслительной активности на поиск способов решения поставленных задач;
- использовать различные анализаторы при обучении детей счету в дидактических играх, в самостоятельной деятельности детей, в непосредственно образовательной деятельности.
На занятиях, проводимых согласно данному плану, дети упражнялись в счете множеств, воспринимаемых различными анализаторами : предметов, звуков, движений. В сравнении со старшей группой усложнился характер пересчитываемых звуков, движений, материал для счета на ощупь, возрастает самостоятельность детей. Они уже могут считать
• количество громких и тихих звуков с разными интервалами,
• разнообразные движения,
• предметы, нанизанные на проволоку, зашитые в мешочек,
• нашитые на карточку (считают, спрятав их за спину) и т. д.
• звуки, когда источник звука отделен ширмой,
• предметы по осязанию с открытыми глазами и закрытыми глазами.
В работе активно использовался счет на ощупь. Например, дети считали пуговицы, нашитые на карточку, а карточку они держат за спиной. На карточке нашито 6 - 10 пуговиц в 2 ряда. Используют пуговицы более мелких размеров. Детям давалось задание сосчитать пуговицы на ощупь с закрытыми глазами, сосчитать камешки, перекладывая их из руки в руку.
Упражнения проводились в такой форме, которая обеспечивала включение в работу всех детей. Так, все дети одновременно упражнялись в счете на ощупь в игре «Пошли, пошли, пошли.».
Счет звуков.
В подготовительной группе счет звуков связывается со счетом и отсчетом предметов. Характер заданий постепенно усложнялся. Например, вначале детям предлагается сосчитать звуки, затем отсчитать столько же игрушек, позднее дошкольники одновременно считали звуки и откладывали игрушки, а закончив счет, говорили, сколько звуков услышали и сколько игрушек поставили. Счет звуков часто связывают с выполнением движений. («Подпрыгни столько раз, сколько звуков услышал».)
Также детям предлагалось считать звуки с закрытыми глазами. Звуки извлекались на разных инструментах: например на барабане, металлофоне; можно просто постучать палочкой по столу и пр.
В III квартале детей знакомили с составом числа из единиц. Полезным было проведение такого упражнения: воспитатель извлекал 3 (4, 5) звука на разных инструментах и спрашивал: «Угадайте, на каком инструменте и сколько звуков я извлекла».
Ребенок перечислял: «1 раз вы ударили палочкой о палочку, 1 раз - по барабану, 1 раз - по металлофону».
«Сколько всего звуков ты услышал?» - спрашивает воспитатель.
«Я услышал всего 3 звука»,- отвечает ребенок.
Счет и воспроизведение движений.
Дети считали движения, выполняемые воспитателем или другими детьми. Воспроизводили количество движений по образцу и по названному числу. («Присядьте столько раз, сколько кружков на карточке», «Наклонитесь столько-то раз».) Чтобы дети активнее включались в работу, заданиям придают игровой характер: «Угадайте, сколько раз я велела Мише подбросить мяч». (Миша подбрасывает мяч, а остальные дети считают его движения.)
Упражнения организовывались так, чтобы обеспечить охват сразу большого количества детей. Например, дети строятся в 2 шеренги. Пока дети одной шеренги выполняют указанное число движений, стоящие напротив, в другой шеренге, их проверяют. В подготовительной группе можно в задания включать более сложные движения: подбросить мяч, попрыгать со скакалкой. Наиболее сложным для ребят оказалось задание сделать определенное количество шагов в указанном направлении. Например, ребенку предлагалось: «Сделай 9 шагов вперед, повернись направо, сделай еще 7 шагов.» Дети, передвигаясь, одновременно тренировались в отсчете шагов и в ориентировке в пространстве. Такое установление количественных отношений между множествами, воспринимаемыми разными анализаторами, способствует обобщению счетной деятельности.
В процессе работы важно, что в речи детей отражались связи между количеством движений, звуков, предметов, воспринимаемых зрительно или на ощупь. («10 раз подпрыгнул, потому что на карточке 10 кружков», «Я подбросил мяч 6 раз, потому что услышал 6 звуков» и т. п.)
Упражнения в счете на ощупь, в счете звуков и движений связывают с разностным сравнением чисел. Дети выполняют задания: «Присядь на 1 раз больше, чем услышал звуков», «Найди карточку, на которой на 1 кружок больше (меньше, чем было звуков», «Назовите, сколько пуговиц на карточке у Сережи, если он подпрыгнет на 1 раз больше».
Вне занятий развитие математических представлений продолжалось. В свободной деятельности детьми активно использовались дидактические игры, представленные в Приложении 3. Очень нравилась игра «Муха», «Зайка в гости прискакал», «Двенадцать месяцев».
Так, в игре «Двенадцать месяцев» педагог раскладывал на столе карточки с цифрами от 1 до 12 и перемешивал их. Играющие брали карточки и выстраивали по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Дети превращались в 12 месяцев. Педагог задавал вопросы: «Первый месяц - как тебя зовут?», «Двенадцатый месяц - как тебя зовут?», «Шестой месяц - а тебя как зовут?» и т. д. Дошкольникам нужно было услышать свой месяц и правильно назвать его.
Таким образом, в работе по развитию количественных представлений необходимо учитывать работу различных анализаторов ребенка.
Все ощущения, передаваемые в кору головного мозга, служат основой формирования представлений о неопределенной множественности разных явлений. На разных этапах восприятия множества и его элементов анализаторы играю различную роль.
Кинестетический анализатор играет ведущею роль, как самой счетной деятельности, так и представлений о множестве. Счет вне движения невозможен. Например, мы считаем, не прибегая к движению рук, но мы считаем глазами, переносят свой взор с одного предмета на другого.
В период дошкольного детства усиливается роль зрительного анализатора, когда внимание ребенка привлечено к границам множества, когда в первую очередь фиксируются они.
В результате заучивания слов-числительных, даже произносимые по порядку, они являются не чем иным, как речедвигательным стереотипом, а не пониманием значение числа. А ритмическое называние слов считалок или слов-числительных помогает более четко дифференцировать отдельные элементы множества, воспринимаемые на слух и воспроизводимые в движении.
Таким образом, если в младшем дошкольном возрасте знания численностей множеств опирались на сенсорное восприятие, то постепенное усвоение элементарных математических представлений поднимает уровень развития детей до опосредованных их оценок, который служит основой для развития у детей новой деятельности - вычисления. Она имеет дело с числами как абстрактными понятиями, в то время как счетная деятельность имеет дело с конкретными множествами (предметами, звуками, движениями, объемами и т. д., которые воспринимаются различными анализаторами.
3. Заключительный этап.
На последнем этапе исследования было
- проведено итоговое мероприятие «Путешествие по островам математики» с использованием различных анализаторов,
- обобщен опыт работы,
- проведена повторная диагностика дошкольников.
В результате диагностики в конце года из 11 детей группы :
7 детей (64%) достигли запланированного показателя
4 ребенка (36%) имеют неполное достижение показателей,
что свидетельствует об эффективности использования различных анализаторов в обучении счету и других математических представлений детей дошкольного возраста