галина калицкая
Организация работы по ФЭМП у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
XX1 век — это век внедрения новых технологий. В России и за рубежо Много информации дети получают именно через технические средства. Чтобы их использовать необходимо, обладать математическими навыками. Поэтому нужно развивать математические представления у детей в дошкольном учреждении и дома.
Публикация «Организация работы по ФЭМП у старших дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2017
Математические знания дети получают от взрослых. Педагог должен тщательно продумывать планирование организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей. При этом, конечно же, учитываются возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. От того как продуманы поставленные задачи перед детьми зависит успешность приобретения детьми математических знаний. Мы с коллегами работаем по программе Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька!». Так, в нашей прогимназии организованная деятельность по ФЭМП у детей проходит по подгруппам (8-10) человек, 1 раз в неделю, в первой половине дня. Мы с коллегой стараемся подойти к каждому ребенку, помочь тому, кто нуждается, похвалить того, кто быстро и правильно справился с заданием. Нами изготовлено много демонстрационного материала к занятиям. Организованная деятельность по ФЭМП у детей длится не более 25 минут в старшей группе и 30 минут в подготовительной. Часто мы используем разыгрывание проблемных ситуаций, которые позволяют детям найти правильное решение возникающей проблемы, а так же развивает у детей умение анализировать, развивает любознательность. Имеются в группе и тетради для каждого ребенка с заданиями, часть из которых дети выполняют дома с родителями. Вся организованная деятельность проходит в системе, соответствует дидактическим требованиям. ФЭМП у детей чередуется с физкультурной и музыкальной деятельностью, так как она требует от ребенка определенных усилий и напряжения. Очень любят дети нашей группы физкульт - минутки где можно что – то посчитать. Они с удовольствием учат их наизусть. Мы же в свою очередь подбираем их по тематике или придумываем сами. Организуя обучающую деятельность с детьми, мы должны помнить, что мы учим детей играя.
Развитие математических представлений у детей происходит и во время организации режимных моментов. Так, во время проведения зарядки, дети упражняются в порядковом счете, во время построения выясняют кто выше, кто ниже, организуя конструирование, пересчитывают кирпичики и т. д.
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника и этого не стоит забывать. В сюжетно – ролевых играх мы предлагаем новую атрибутику, которая способствует ФЭМП у детей ( Например: сюжетно = ролевая игра «Школа» - новый набор цифр) В нашей группе много игр математического содержания. Мы постоянно пополняем зону дидактических игр, иногда сами с детьми делаем какую – нибудь игру ( например: «путешествие по карте» где дети должны сосчитать ходы, «Остров сокровищ» и т. д.). Некоторые дети не очень хорошо осваивают название цвета, им мы предлагаем игру «Подбери по цвету», «Отгадай – что какого цвета» и т. д. Дидактические игры мы стараемся подобрать так, чтобы они соответствовали общей тематике планирования. Вместе с детьми мы постоянно пополняем игру «геометрические фигуры». По мере изучения плоскостных фигур дети сами придумывают разные игрушки их них, что способствует не только запоминанию названий, но и развивают умения ориентироваться на плоскости, учит ребенка делить целое на части.
В повседневной деятельности в нашей группе мы часто используем игровые упражнения по математике с применением цветных палочек Кюизенера. Для этого мы приобрели наборы палочек на каждого ребенка. Упражнения очень нравятся детям, с их помощью дети без труда усваивают математические понятия, новые знания, придумывают новые задания.
Игры, которые мы использовали в работе с детьми : «Палка, палка. Огуречик, вот и вышел человечек» ,«Строим дом», «Зверята едут в гости», «Железная дорога» и т. д Это игры на измерения. Использовали игровые упражнения: «Действуй по образцу», «Дополни фигуру» (закрепление цвета) На развитие внимания и памяти «Чего не стало?» «Составь узор» (пространственное мышление и речь). Игровые упражнения ценны тем, что ребенок действует самостоятельно, ему интересно выполнять задание и он приобретут определенный навык. Воспитатель же имеет возможность восполнить пробел в знаниях дошкольника.
Часто в нашей группе мы используем в работе с детьми игры соревновательного характера ( Например: викторина «Сосчитай –ка!»). Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием предлагают различные соревнования. Например «Кто аккуратнее и правильно выполнит задание в тетради» и т. д. Мы в свою очередь поддерживаем инициативу детей, но при этом всегда обращаем внимание именно на достижение результата, подчеркивая, что это важно.
Многие родители записывают своих детей в «школу грамотности». Дети посещают их по вторую половину дня или по выходным. При этом родители думают что они, говоря «ты сегодня пойдешь учиться в школу», стимулируют этим ребенка. Но зачастую это не так. Поэтому просто необходимо при организации образовательной деятельности по ФЭМП у детей создавать игровую мотивацию. Мы с коллегой всегда говорим детям о том, что будем вместе играть или придумываем какой – нибудь сценарий деятельности. Но при этом в приоритете обучающие задачи в работе с детьми по ФЭМП.
Закреплять знания детей по ФЭМП необходимо и в других видах деятельности, например, в продуктивных (аппликации, рисовании, лепке, конструировании). На аппликации можно пересчитать детали, рассмотреть расположение на листе бумаги, уточнить ориентировку на листе, сделать анализ. На изо деятельности закрепить цвет, соотношение пропорций и т. д.
На прогулках мы часто предлагаем детям математические игровые упражнения тем детям, которые испытывают трудности на занятиях. Дети охотно соглашаются пересчитать камушки, посчитать, сколько ведерок понадобилось для куличей и т. д. На самом деле на прогулке предлагая, какое- то упражнение, педагог формирует тот или иной математический навык.
ФЭМП у детей необходимо не только в дошкольном учреждении, но и дома. Заинтересовать родителей, рассказать об интересных методах и приемах развития математических знаний у детей одна из задач педагога ДОУ. На родительских встречах мы всегда говорим о результатах проделанной работы по ФЭМП у детей, предлагаем интересные формы. Наши родители выполняют с детьми 1-2 задания каждую неделю. В родительских уголках есть информация о новых играх, упражнениях. По мере необходимости мы даем родителям индивидуальные консультации.
ФЭМП у дошкольников одна из главных задач дошкольного учреждения. Проводить эту работу необходимо. В настоящее время в дошкольных учреждениях внедряется множество новых педагогических технологий. Выбор форм, методов и приемов работы зависит от личности и компетентности педагога.
Воспитатель Калицкая Галина Павловна СОГБОУ «Прогимназия «Полянка» г. Смоленск