ирина захаренкова
Организация работы «Детского совета» в рамках программы «Вдохновение»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад №16 комбинированного вида г. Великие Луки
Подготовил воспитатель: Захаренкова И. В.
Организация работы «Детского совета «в рамках программы «Вдохновение»
Что же такое «Детский совет» ?
(Слайд 2) Детский совет – технология взаимодействия, она объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, обеспечивает позицию полноправных субъектов деятельности. Дети обсуждают проблемы, планируют, принимают решения, то есть на основе свободного, осознанного и ответственного выбора определяют содержание своего образования.
Публикация «Организация работы „Детского совета“ в рамках программы „Вдохновение“» размещена в разделах
(Слайд 3) Задача педагога – эффективно моделировать «Детский совет» : побуждать детей выражать свои чувства и мысли, рассказывать о событиях, формировать навыки общения, обучать правилам поочередного высказывания, развивать способности управлять своей свободой, принимать ответственность за себя и других.
Тактика обсуждения с детьми дневных событий (общих и личных) очень важна для введения в практики участия. Благодаря составлению плана действий утром («Что я буду делать сегодня?») и подведению итогов в середине дня («Что я сделал? Что мне понравилось/ не понравилось делать?») дети учатся планировать свой день, рефлексировать над своими действиями, управлять своим временем.
(Слайд 4) Каждое утро у нас начинается с просмотра уголка «Карусель настроения». Это помогает нам, воспитателям, понять с каким настроение пришел ребенок в группу и учитывать это для дальнейшей совместной деятельности с детьми. А ребятам – более осмысленно подойти к тому, чтобы помочь другу «поднять настроение» на весь предстоящий день.
(Слайд 5) Как же мы организовали детский совет? Учитывая данные условия нашей группы (рациональное использование площадей) мы, вместе с детьми, выбрали в группе место, где можно собираться каждое утро и доверительно общаться друг с другом. Нам удобнее всего располагаться на ковре. Мы используем для удобства подушечки.
Утреннее общение для нас с ребятами – это возможность побыть какое-то время всем вместе, пообщаться, раскрепоститься. По уже сложившейся традиции «Детский совет» мы начинаем после проведения утренней гимнастики,. В то время, когда звучит спокойная музыка, дети начинают собираться все вместе.
(Слайд 6) Первым делом мы совершаем с ребятами ритуал приветствия. Это могут быть различные способы: поздороваться ласково, взявшись за мизинчики или коленками, пяточками, ушками, носиками. Есть у нас цветочек комплиментов, когда дети передают его друг другу,то замечают у соседа что ни будь хорошее или какой он замечательный сегодня, веселый, смелый или красиво одетый, тем самым дети учатся дарить комплимент другу и не стесняться добрых слов. Словом, каждый день мы с ребятами придумываем что-нибудь новое.
Затем мы начинаем производить подсчет: сколько пришло сегодня в группу девочек? Сколько мальчиков? Кого больше: девочек или мальчиков? Сколько всего детей в группе?
Далее у нас – беседа «Мои новости». Дети обмениваются друг с другом последними событиями, новостями. Тема при этом может быть свободной. В ходе такого общения наши дети учатся свободно высказываться, выслушивать товарища. Таким образом у детей формируются коммуникативные навыки, такие как: умение слушать и слышать, самому вести диалог или монолог, совершенствуется умение аргументировать свое суждение.
(Слайд 7) Нам, вместе с детьми, пришлось осваивать такие технологии, как «Детский совет», «Метод трех вопросов», «Выбор и распределение по центрам» или технология «Паутинка», а также технология «Проектная деятельность»
(Слайд 8)По началу не все получалось так, как этого хотелось бы: сам процесс проходил немного затянутым по времени, да и с «Доской выбора» были свои трудности: при распределении по центрам дети часто выбирали одно и тоже направление или долго не могли решить в какой центр им пойти. Но уже на сегодняшний день ситуация изменилась: «Детские советы» стали проходить более активно и конструктивно, а распределение детей по центрам – обдуманно, со сменой видов деятельности.
(слайд 9) Следующим моментом у нас идет планирование и распределение мероприятий на день: чем дети будут заниматься на протяжении всего дня, какие интересные мероприятия их ожидают и т. д. Здесь мы применяем технологию «Паутинка», где мы все интересные задания, самостоятельные дидактические игры, творческие работы, театральные постановки, исследования распределяем по центрам на тему нашего проекта и детям уже легче сделать свой выбор.
(слайд 10) Как показала практика, самый сложный этап Детского совета это - выбор темы и планирование. Мы прилагаем максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге подводя их к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного события. Детский совет – это замечательные технологии вовлечения детей в планирование своей жизни в группе. Надо лишь больше наблюдать и выявлять их интересы, подбрасывать интересные идеи. (Слайд 11,12) Отправной точкой рождения темы может стать ситуация, возникшая во время игры, прогулки, взаимодействия с развивающей предметно-пространственной средой группы.
(Слайд 13)Дети предлагают разные виды деятельности в разных центрах активности. Каждый ребенок выберет для себя ту деятельность и тот центр активности, который для него более привлекателен на данном этапе. Он может выбрать уровень сложности, работать с подсказками (алгоритмами) и без них, в паре, в команде или индивидуально, он выберет для этого те или иные средства. Он пойдет своим путем для достижения результата. Для этого у него есть альтернатива.
(Слайд 14)Ну и собственно, о результате. Ребенок сам решает, каким будет продукт его деятельности. Это может быть конкретный продукт – поделка, рисунок, макет, все, что угодно, а может какое-то открытие, новое знание, появившееся в ходе исследования, эксперимента или поиска в книгах и т. д. Все это можно увидеть в наших совместных планах, где фиксируются имена детей и их предложения, высказывания, идеи.
(Слайд 15 фото с родителями) Так же в программе «Вдохновение» отмечается тот факт, что воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей воспитанников. Поэтому мы стараемся выстраивать с ними взаимосвязь на основе сотрудничества.
Я помню, как вначале родители недоумевали, почему у кого-то из детей сегодня есть поделка, а у моего ребенка нет? Что с ним сегодня вообще не занимались? Такие вопросы исчезли, когда мы предложили родителям изучать наши планы. И у многих было искреннее изумление, когда они читали высказывания своего ребенка: он действительно этим интересуется? Это правда он предложил? И он это сделал? Он это узнал? Да, он не только узнал сам, но и рассказал другим детям. Сегодня родители сами являются участниками планирования.
Наша работа с семьей позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, а это, в свою очередь, сплачивает семью, нацеливает родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности и любознательности.
(Слайд 16) Наши родители вместе с детьми с увлечением изготавливают книжки – малышки, фотоальбомы, лэпбуки и др. наглядный материал, а также принимают активное участие в различных конкурсах, развлечениях, в проектной и продуктивной деятельности. Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам, взрослые тем самым поддерживают чувство гордости ребенка за свой труд и удовлетворение его своими результатами.
В центре внимания работы над проектами находятся интересы, инициатива, идеи детей, их совместный выбор и решение. В программе «Вдохновение» изучение темы в ходе проектной деятельности является одним из предлагаемых способов освоения знаний детьми дошкольного возраста. Учение в проектах — это исследовательское и открывающее учение. При этом результат не известен заранее, ответы заранее не ясны. Все, что происходит в детском саду и вне детского сада, может быть толчком для выбора темы проекта.
(Слайд 17,18,19) Воспитанниками нашей группы были реализованы проекты «В мире профессий», «Новогоднее чудо», «Военные профессии», «Семья», «Удивительное – рядом (свойства снега и льда)», «Огород на подоконнике»,«Космос», «Перелетные птицы», «Наша планета Земля», «Животные жарких стран», «Насекомые», «Обитатели подводного мира» и др.
(Слайд 20)Всю информацию о работе с детьми мы предоставляем родителям в виде отчетов в мессенджере «В контакте» в закрытой группе «Звездочки». (Слайд 21) Лично я веду свой блог на сайте «Народный портал работников образования», где делюсь своими методическими наработками, отчетами по проектам с коллегами.
(Слайд 22) Наблюдая за детьми, мы сделали для себя вывод: дети испытывают радость и эмоциональный подъем тогда, когда им позволяешь свободно играть, экспериментировать, высказывать свои предложения и заключения, выражать себя в разных видах деятельности. Все это, в целом, способствует укреплению веры в себя и настойчивости в достижении цели.
Девиз программы – «Вдохновлять детей!» Что мы и стараемся делать в своей группе.