Любовь Фурс
Организация прослушивания музыкальных произведений в дошкольных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Фурс Любовь Ивановна, ГБОУ Школа № 1155 дошкольное отделение 3, Россия, г. Москва, музыкальный руководитель, тел: +7 977 265 30 36, e-mail: lyubov.furs@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается организация работы по расширению слушательского опыта дошкольников в образовательной организации, предлагаются формы организации прослушивания музыкальных произведений для детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, музыкальное воспитание, детская музыка, слушание музыки.
Публикация «Организация прослушивания музыкальных произведений в дошкольных группах» размещена в разделах
Музыкальные впечатления сопровождают детей, начиная с самого рождения. В зависимости от того, какого характера впечатления получает ребенок с раннего детства и с какими эмоциями они связаны, во многом определяется дальнейшее формирование интереса ребенка к музыке. Развитие интереса к музыке является важным компонентом музыкально-эстетического сознания дошкольника и служит формирующим фактором основ музыкальной культуры у детей. Важность приобретения детьми музыкально-звукового опыта, и как следствие, формирования интереса к музыке раскрывается в психолого-педагогических трудах: Л. А. Венгера, Т. К. Мухиной, Е. В. Назайкинского, Н. Н. Поддъякова, О. П. Радыновой, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца и др. Отметим, что ознакомление детей с музыкальными произведениями является не только одной из частных задач по музыкальному воспитанию, но и важным аспектом духовно-нравственного развития дошкольников [1].
В дошкольном детстве ребенок, как правило, посещает дошкольную группу, где музыкальное воспитание является компонентом художественно-эстетического развития и гармонично включается в образовательный процесс. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (которая многими образовательными организациями принимается за основу для формирования основной образовательной программы дошкольного образования, музыкальному воспитанию отводит отдельный раздел, где для каждой возрастной группы размещен примерный перечень произведений для слушания на каждый год. Этот репертуар предназначен для слушания и обсуждения с детьми в процессе организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию (занятий). Для полного понимания читателями излагаемой проблемы, мы перечислим основные виды музыкальной деятельности дошкольников, входящие в образовательную программу. Это пение, слушание, игра на музыкальных инструментах, танцевально-ритмические движения.
Однако, как показывает практика, на музыкальных занятиях слушанию музыки и знакомству с музыкальными произведениями уделяется недостаточно внимания и отводится весьма малый процент времени. Мы связываем это с общей для многих дошкольных групп печальной тенденцией: для удовлетворения запроса родителей образовательная деятельность с дошкольниками направлена на подготовку детей к утренникам. Большая часть времени отводится на разучивание песен (часто – под фонограммы, сложных, зачастую, не входящих в перечень рекомендуемых для дошкольников, танцевально-ритмических движений. Причем содержание репертуара в течение нескольких месяцев до запланированного утренника практически не меняется: оно дублирует сценарий. Итог таков: утренники выглядят феерично, родители довольны, воспитатели и музыкальные руководители преисполнены гордости, а по факту – дети недополучили необходимого и полноценного содержания в образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Мы очень надеемся, что данная проблема в ближайшее время привлечет внимание руководителей, специалистов и педагогов, и ситуация музыкального воспитания в дошкольном образовании изменится.
Однако, вернемся к реальному положению. Так каким же образом можно решить обозначенную проблему в существующих условиях дошкольных групп? Как организовать такой вид музыкальной деятельности, как слушание музыкальных произведений вне музыкальных занятий?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на такие формы образовательной деятельности, как игра, познавательно-исследовательская деятельность, творческая активность, обеспечивающих в том числе, художественно-эстетическое развитие ребенка [2]. Важно найти оптимальное решение данной проблемы и обозначить формы организации ознакомления дошкольников с музыкальными произведениями, которые могут органично вплестись в образовательный процесс и будут в дальнейшем способствовать развитию устойчивого интереса к музыке у детей дошкольного возраста. Перечислим самые доступные для педагогов дошкольного образования формы.
Досуг. Музыкальный или музыкально-литературный досуг может быть организован вокруг одного музыкального произведения. Грамотно подготовленный сценарий поможет воспитателю привлечь к деятельности всех детей, с учетом особенностей каждого ребенка группы.
Сюжетно-ролевая игра. Воспитатель с необходимой периодичностью может организовать с детьми игровые «походы в театр». Важно создать необычную и привлекательную для детей атмосферу «театра», организовать предварительное изготовление афиши, продажу билетов и программ, работу контролеров. Тогда прослушивание музыкальных произведений превратится для детей в желаемое и увлекательное событие.
Слушание и обсуждение музыкальных произведений, как часть организованной образовательной деятельности по рисованию, аппликации, по ознакомлению с природой или социумом. Здесь важно, чтобы музыкальное произведение полностью отражало тему предстоящего занятия. Занятие можно начать с прослушивания или закончить им, в зависимости от поставленной воспитателем цели. В процесс ознакомления детей с музыкой необходимо включить обсуждение прослушанного произведения: определить жанр и характер музыки, предложить детям связать произведение со своими эмоциями или эмоциями автора (в зависимости от возраста дошкольников).
После того, как дети познакомились с музыкальным произведением, его можно вводить в детскую деятельность в таких направлениях, как сопровождение продуктивной деятельности, игру-драматизацию, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
Для определения репертуара для прослушивания, можно обратиться к образовательной программе, либо подобрать репертуар самостоятельно. Хотенцева И. А. [3] предлагает классификацию музыкальных произведений, созданных для детей и о детях: камерная музыка, музыка крупных жанров, музыка для исполнения детьми, музыка о детях, музыка, авторами которой являются сами дети. Автором обозначены следующие критерии для отбора музыкальных произведений для прослушивания.
Доступность – это соответствие музыки возрастной группе детей для восприятия фактуры, мелодии, формы и музыкального образа в целом. Хотенцева И. А. подчеркивает, что «помимо доступности, музыка должна развивать музыкально-слуховые представления детей, так называемую «наслушанность», позволяя обогащать свой музыкально-слуховой опыт, развивая музыкальные предпочтения с опорой на мировую музыкальную культуру» [3].
Художественность представляет собой гармоничное сочетание художественного образа произведения и музыкальных средств его воплощения, которые помогают развить музыкальный вкус.
Автор отмечает следующее: «При подборе детского репертуара для слушания также важно учитывать интересы и предпочтения детей. Приходя в детский сад, ребенок уже имеет некоторый опыт музыкального восприятия. Поэтому важно его учитывать и развивать, расширяя границы «наслушанности», вводя ребенка в мир музыкального искусства» [3].
Таким образом, педагогически обоснованная, целенаправленная и систематизированная работа по музыкальному воспитанию дошкольников, позволяющая обеспечить такой вид музыкальной деятельности, как слушание, может и должна проводиться не только на музыкальных занятиях, но и вне их в рамках тесного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей группы.
Литература
1. Козлова С. А., Шахманова А. Ш., Полосухина Е. О., Каченовская Л. А. Теория и методика воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. М. : ИНФРА-М, 2019. 237 с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru (дата обращения: 01.02.2023).
3. Хотенцева И. А. Детская музыка как область музыкального образования ребенка в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2023. № 1.