Марина Владимировна Басова
Организация программно-методического обеспечения по краеведческому образованию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Организация краеведческого образования детей дошкольного возраста как основы нравственно - патриотического воспитания
Создание условий для воспитания нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из проблем отечественного образования. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта является объединение обучения и воспитания детей дошкольного возраст в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм в интересах человека, семьи, общества. Формирование первичных представлений о малой родине, городе, селе, представлений о культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об природных особенностях родного края является краеведческим образование, источником патриотического воспитания подрастающего поколения. Поэтому существует необходимость в разработке программы краеведческого образования.
Публикация «Организация программно-методического обеспечения по краеведческому образованию дошкольников» размещена в разделах
Сотрудничество с Центром краеведения
В рамках сотрудничества с Центром научно-методического сопровождения краеведческого образования педагогический коллектив МКДОУ Октябрьский детский сад "Светлячок" участвовал в разработке, апробации и внедрении в образовательный процесс программно-методического обеспечения краеведческого образования детей дошкольного возраста в ДОО Новосибирской области, объективном мониторинге результатов инновационной деятельности.
Содержание образовательной деятельности в программе разработано для трех возрастных групп (средней, старшей и подготовительной, имеет три части- вариативную часть "Мой район", и две инвариативных части "Город Новосибирск" и "Новосибирская область". Каждая часть программы состоит из четырех блоков: "Природа", "Культура и достопримечательности", "Знаменитые люди", "История".
Содержание программы реализовалось в определенной последовательности, начиная с вариативной части Мой (Мошковский) район", затем проходило освоение инвариативной части "Город Новосибирск", завершение программы состояло в освоении инвариативной части "Новосибирская область".
Особенности разработки и апробации методического материала
Главной задачей коллектива являлась разработка вариативной части программы "Мой район", учитывая интеграцию краеведческого работы в образовательный процесс через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную, а также используя взаимодействие с семьями воспитанников.
Разработка программно-методического обеспечения основывалась на последовательном ознакомлении детей по всем четырем блокам программы : природой, культурой и достопримечательностями, историей и знаменитыми людьми.
Для детей средней группы разрабатывались сценарии образовательной деятельности по ознакомлению с историей возникновения детского сада, природными особенностями участков, культурными объектами ДОУ, знаменитыми людьми детского сада среди родителей и сотрудников. На данном этапе содержание образовательной деятельности заключалось в знакомстве детей с историей нашего детского сада "Светлячок", ознакомлении с растениями, кустарниками и деревьями, произрастающими на участках и ландшафтной зоне, знакомство с музеем - избой "Светлица", знакомство с творчеством педагога.
Сценарии образовательной деятельности старшей группы содержали материал по ознакомлению детей с достопримечательностями поселка Октябрьский (где находится детский сад, памятниками, библиотекой, творческим коллективом "Голоса Раздолья", традиционными праздниками, спортивными объектами, с природными особенностями данной местности, историей возникновения посёлка Октябрьского.
В подготовительная группа детей знакомилась с историей образования Мошковского района, его административного центра - рабочего посёлка Мошково, природным заповедником Мануйловский, историческим памятником Умревинским острогом, народами, населяющими наш район, традиционными праздниками, героями Великой Отечественной войны, знаменитыми людьми в области культуры и спорта.
Апробация вариативной части рассчитана на три месяца, соответственно, для каждой из трех возрастных групп было разработано по 12 занятий (по три на каждый блок)
Программно-методическое обеспечение заключалось не только в разработке сценариев образовательной деятельности, но и организации предметно - развивающей среды для осуществления краеведческого образования. Педагоги разработали дидактические пособия для совместной и самостоятельной деятельности детей. Наиболее успешной и инновационной формой дидактических пособий послужил лэпбук. Содержание материала лепбука включало узкую направленность темы, например " Растения нашего участка" или более развернутое содержание, обобщающее все блоки программы по Мошковскому району. Распространённые виды краеведческих игр использовались как в изготовлении лепбуков, так и как самостоятельное решение: "Собери герб", "Узнай герб района", "Составь разрезные картинки" (растений, животных и птиц, достопримечательностей района и посёлка, "Назови творческий коллектив", "Расскажи про памятник", игры-бродилки, пазлы, макеты природных особенностей края.
После апробации и мониторинга разработанного программно - методического материала можно с полной уверенностью сказать о том, что дети показали высокий уровень знаний краеведческой направленности, у большинства детей появился устойчивый познавательный интерес к истории своего края, его природных особенностях, культурном наследии нашего района Тем самым проделанная методическая и организационная работа по краеведческому образованию послужила основой для формирования нравственно - патриотического воспитания дошкольников.