ильмира камалова
Организация проектной деятельности «Белоснежная Зимушка-зима» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 «ЁЛОЧКА» ГОРОДА ДЮРТЮЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Организация проектной деятельности детей в средней группе на тему :
«Белоснежная Зимушка-зима»
Подготовила воспитатель
Камалова И. И
Дюртюли 2019
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Публикация «Организация проектной деятельности „Белоснежная Зимушка-зима“ в средней группе» размещена в разделах
Длительность: средней продолжительности.
Участники: дети средней группы, родители, воспитатель.
Вид деятельности : познавательная, исследовательская, трудовая, продуктивная, чтение художественной литературы.
По количеству участников: групповой.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие,познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Формы реализации проекта :
образовательная деятельность;
беседы;
эксперименты
рассматривание иллюстраций;
слушание музыкальных произведений;
наблюдения;
творческая мастерская;
чтение х/л, загадывание загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок;
дидактические игры;
подвижные игры;
работа с родителями.
Пояснительная записка
Актуальность:
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о красоте природы, явлениях природы. Явления и объекты природы привлекают детей своей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшая познавательно-исследовательская и творческая деятельность. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов и желание узнавать новое. И задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на вопросы путем опытов и экспериментов, накапливать опыт.
Цель: Углублять знания и представлений детей о живой и неживой природе в зимний период.
Задачи:
Расширять и углублять знания и представления детей о сезонных изменениях природы.
Знакомить с явлениями неживой природы (снег, метели, морозы, вьюга, сильные ветра,
Формировать знания детей о свойствах снега и льда (белый, пушистый, хрустящий/прозрачный, скользкий, холодный).
Активизировать словарь по теме зима.
Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы в зимний период.
Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
Развивать умения детей создавать выразительные образы в художественно-
творческой деятельности.
Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать любознательность.
Воспитывать желание коллективно украшать веранду, участок.
Воспитывать у детей умение работать со сверстниками в коллективе.
Предполагаемый результат:
Формирование у детей разносторонних представлений о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.
расширение знаний детей о зиме, ее признаках, явлениях природы;
пополнение словарного запаса;
формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности детей.
По окончанию проекта дети смогут устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Бережно относится к природе. Расширить знания о зимней природе.
Продукт проектной деятельности :
оформление участка «Ледяные шары».
Творческая мастерская - рисунки.
утренник «Маша и медведь в гостях у ребят».
Фотовыставка «Зимой на прогулке».
Творческая мастерская. Выставка поделок.
Этапы работы над проектом в декабре
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность воспитанников
Организационный
Включает детей в познавательную деятельность. Включает запись музыкального произведения «Зимняя сказка» "Серебристые снежинки". Ребята, как вы думаете, какое время года отображает это музыкальное произведение? Что можно о ней сказать? (ответы детей) Правильно, красивая, волшебная, чудесная мелодия звучала сейчас. Читает стих А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя.» Можно ли зиму назвать волшебницей?
Включаются в беседу,
ведут диалог, отвечают и
задают вопросы.
Осознают проблему.
Принимают предложения воспитателя.
Продолжение работы над проектом в январе
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность воспитанников
Основной
Заключительный
Познавательное развитие
«Свойства снега и льда».
Беседы: «Почему снег под ногами скрипит», «Какой снег скрипит сильнее - в холод или оттепель?», «Приметы зимы».
Экспериментирование: «Снег чистый или грязный», «Что быстрее тает снег или лед?», «Можно ли дома сделать лёд?», «Кто оставил следы на снегу?».
Наблюдение на прогулке: за сезонными явлениями природы - снегопадом, гололедицей, метелью, за физическими свойствами снега и льда (прозрачность/непрозрачность, отсутствие/наличие цвета, сравнение двух объектов наблюдения.
Речевое развитие
Чтение Сказки Т. Эгнера «Приключения в лесу Ёлки-на-Горке», Сутеев «Ёлка».
Рассказывание сказки «Морозко», «Рукавичка».
Загадывание загадок про снег, лед, явления природы.
Разучивание чистоговорок.
Знакомит с пословицами и поговорками о снеге, явлениях природы. Беседы: «Что такое снегопад?».
Худ/эстетическое развитие
Рисование «Ёлочка-красавица».
Конструирование из бумаги «Бусы на ёлку».
Прослушивание муз произведений: Г. Левкодимов «Ёлочка красавица», М. Крутицкий «Зима».
Муз игра с пением «Как на тоненький ледок».
Социально-коммуникативное развитие
Дидактическая игра «Волшебный ларец», «Найди отличия», «Когда это бывает?», «Цветные льдинки»
Привлекает детей к трудовых поручений.
Беседа «Осторожно сосульки/снег с крыши!», логическая картинка «Как Вася заболел».
Рассматривание сюжетных картин «Как образуются сосульки».
Физическое развитие
Пальчиковые игры: «Перед нами ёлочка», «Мы лепили снежный ком», «Снежок».
Дыхательное упражнение ветерок.
Комплекс гимнастики после сна «Новый год».
НОД «Мы Мороза не боимся»
Разучивание новых подвижных игр. Обучение играм-эстафетам.
Подвижные игры «Сбей кеглю», «Два Мороза», «Зайка серенький сидит», «Снежная карусель», «Снег кружится».
Игры эстафеты «Ловкий хоккеист» «Скачки на лошадках».
Консультации для родителей: «Как одевать ребенка зимой?»,
Помощь родителей в расчистке участка, изготовлении снежных построек.
Участие в творческом конкурсе «Наша Ёлочка-краса», Ёлочная игрушка-Рукавичка».
Раскрепощение детей.
Выразительность речи. Сплочённость детского коллектива.
Вовлечение в проектную деятельность родителей.
Доброжелательность во взаимоотношениях между детьми. Деятельность по осуществлению проекта.
Знакомятся со свойствами снега и льда, проводят опыты и эксперименты.
Лепят снеговика и другие снежные постройки.
Проводят опыт «Пуговки в ледяном плену», решают познавательные задачи в ходе исследовательской деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, самостоятельно формулируют выводы. Рассматривают следы на снегу, определяют, кто их оставил, пытаются их изобразить. Определяют силу и направление ветра с помощью вертушек, ленточек, флажков, султанчиков.
Учатся понимать образное содержание и идею сказки, передают структуру сказки с помощью моделирования, рассматривают иллюстрации.
Смотрят мультфильм.
Рассматривают иллюстрации к сказкам, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, характеризуют героев сказок.
Разыгрывают фрагменты сказок.
Проговаривают чистоговорки.
Объясняют значение пословиц и поговорок.
Рассматривают ёлку на прогулке, на иллюстрациях, рисуют, рассказывают о своих работах.
Изготавливают бусы на ёлку.
Слушают музыкальные произведения, делятся впечатлениям
Участвуют в муз игре с пением.
Объединяются в игры, играют, строят постройки из снега, расчищают веранду, дорожки от снега.
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, делают логические умозаключения, делятся мнениями, учатся предвидеть опасность, составляют правила безопасного поведения на улице.
Выполняют пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, гимнастику после сна.
Выполняют упражнения в ходьбе, беге, на равновесие, ходят на лыжах, играют в подвижные игры, участвуют в играх-соревнованиях.
Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт. Знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы.
Литература
Программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/.
Гербова В. В. Книга для чтения детском саду и дома: 4-5лет. – Оникс, 2011.
Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5лет, - М. : Мозаика-синтез, 2010
Кравченко И. В. Прогулки в детском саду младшая и средняя группа. – М. : Творческий центр, 2011.
Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М. : Творческий центр, 2010.
Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. – М. : Творческий центр, 2011.
Комарова Т. С. Занятие по изобразительной деятельности. М. : мозаика-синтез, 2010.
Интернет ресурсы. https://ollforkids.ru/skazkart/5090-elka-vsuteev-1961-skazka.html мультфильм «Снеговик-Почтовик».
https://ollforkids.ru/skazkart/5090-elka-vsuteev-1961-skazka.html - "Ёлка" В. Сутеев (1961) Сказки с картинками.
https://teleprogramma.pro/tele/193678/ -мультфильмы «Зима в Простоквашино», «Дед Мороз и лето»
Приложение
Пословицы и поговорки о зиме:
Что летом родится, то зимой пригодится.
Без шубы и валенок - и зима без конца.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Зимой без шубы не стыдно, а холодно.
Хороший снежок урожай сбережет.
Мороз ленивого за нос хватает.
В зимний холод всякий молод.
Спасибо, мороз, что снегу нанес.
Солнце на лето, зима на мороз.
Зима без снега - лето без хлеба.
Зима не лето - в шубу одета.
Два друга: мороз да вьюга.
Береги нос в большой мороз.
Солнце на лето, зима на мороз.
Сугроб да вьюга — два друга.
Году начало - зиме середина.
Год кончается, а зима начинается.
Не пугай, зима: придёт весна.
Зимой морозы, а летом грозы.
В зимний холод всякий молод.
Сугроб да вьюга — два друга.
Зимой шубка — не шутка.
Пословицы и поговорки декабря:
В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.
Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Пословицы и поговорки января:
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.
С января солнце на лето поворачивает, а зима - на мороз.
Январю-батюшке - морозы, февралю - метели.
Январь трещит — лед на реке впросинь красит.
Январь - году начало, зиме - середина.
В январе и горшок на печи замерзает.
Январь - весне дедушка.
Пословицы и поговорки февраля:
Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает.
Февраль, коль морозом не возьмет, то все дороги заметет.
Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Февраль зиму выдувает, а март ломает.
Вьюги да метели под февраль полетели.
Февраль силен метелью, а март капелью.
Февраль строит мосты, а март их ломает.
У февраля два друга — метель и вьюга.
Загадки о зиме
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая.
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля, озёрушки
Белый пух да перышки.
(Снежная туча)
Всё укроет одеялом,
Всё разгладит, приберёт,
А потом земле усталой
Колыбельную споёт.
(Зима)
Какой плод
до зимы живет?
(рябина)
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
(Метель)
Бел, да не сахар.
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится (Снег)
С неба звездой,
На ладошку водой.
(Снежинка)
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (вьюга)
Пальчиковая игра: «Снежок».
Раз, два, три, четыре,
Загибаем пальчики по одному
Мы с тобой снежок лепили,
«Лепим» двумя руками
Круглый, крепкий,
Чертим руками круг
Очень гладкий,
Одной рукой гладим другую
И совсем, совсем не сладкий.
Грозим пальчиком
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Задачи: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы рук детей.
Раз. Два. Три, четыре. Загибают пальцы, начиная с большого
Мы с тобой снежок слепили. Лепят. Меняя положения ладоней
Круглый. Крепкий. Очень гладкий. Показывают круг. Сжимают ладони вместе
И совсем- совсем не сладкий. Грозят пальцем
Раз-подбросим. Два –поймаем. Подбрасывают и ловят снежок
Три уроним. Роняют воображаемый снежок
Пальчиковая игра: «Зайка серенький сидит».
Движения выполняются в соответствии с текстом.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
Пальчиковая игра: «Перед нами ёлочка».
Перед нами елочка (руками крышу изображают)
Шишечки (кулачки, иголочки (выставить из кулачка указательные пальцы,
шарики (кольцо из большого и указательного пальцев, фонарики (покрутить кистями рук изображая фонарики,
зайчики (ручки над головой) и свечки (ладошки соединить и шевелить, как будто огонь колышется,
звезды (пальчики растопырить, человечки (два пальчика, по ножкам бегут, как будто человечки побежали по ногам ребенка)
Последнее действие было самым любимым, человечки и на животик иногда забегали.
Пальчиковая игра: «Мы лепили снежный ком».
Мы слепили снежный ком
(Лепим двумя руками комок)
Шляпу сделали на нем
(Соединяем руки в кольцо и кладем на голову)
Нос приделали и вмиг
(Приставляем кулачки к носу)
Получился снеговик
(Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.)
Гимнастика для глаз «Ветер дует нам в лицо» для снятия напряжения с глаз.
Ветер дует нам в лицо.
Часто моргают веками.
Закачалось деревцо.
Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.
Ветер тише, тише, тише.
Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше.
Встают и глаза поднимают вверх.
Физминутка «Зимой»
Мы погреемся немножко, (Натираем плечи)
Мы похлопаем в ладошки, (Хлопаем в ладоши)
Ножками потопаем (Топаем на месте)
И себя похлопаем. (Хлопаем по коленям)
Игра: «Непоседа-воробей».
Правила:
Сначала надо выбрать, кто будет кошкой. В этом нам поможет считалочка:
Ахи, ахи, ахи, ох
Маша сеяла горох
Уродился он густой
Мы помчимся, ты постой!
Кошка уходит с площадки, прячется за скамейкой. Дети выполняют движения:
Непоседа-воробей прыгает и кружится
Очень радуется он, что замерзла лужица прыгают на двух ногах
Хорохорится, храбрится маршируют
Только «Мяу!» он боится. приседают на корточки и
оглядываются
Кошка выбегает из укрытия, мяукает и начинает ловить убегающих детей. Пойманный воробей становится кошкой.
Игра повторяется 2 – 3 раза.