Кудинов Николай Николаевич
Опыт работы «Организация проектной деятельности учащихся 5–8 классов на уроках технологии в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника и его творческих способностей. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно.
В условиях реализации ФГОС актуальными становятся и задачи воспитания личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира и находить решения в любых жизненных и профессиональных ситуациях. В процессе проектно - технологического образования происходит постоянное взаимодействие личностей учителя и учеников.
Публикация «Опыт работы „Организация проектной деятельности учащихся 5–8 классов на уроках технологии в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты в школе. Сладший школьный возраст, 5 - 9 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Технология. Проекты, проектная деятельность
- Технология. Уроки технологии
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции. Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возни-кает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике — устранение доминирую-щей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько «помогать школьнику учиться», направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод учебных проектов.
Приобщение учащихся к творческой деятельности способствует развитию у учащихся целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и изобретательности; стремление и способности добывать новые знания. Результатом формирования такого комплекса качеств должен стать самостоятельно созданный творческий проект.
Важным элементом учебной программы «Технология» является творческий проект, выполняемый каждым учеником 5-8 класса ежегодно. Я начал применять проектную деятельность на уроках технологии с 2010 года.
Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий новизной.
Занимаясь проектной деятельностью на протяжении уже 10 лет,я считаю, что самое сложное для учителя в ходе проектирования — это роль независимого консультанта. У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно органи-зовывать, моделировать. Из опыта работы по подготовке учащимися проектов я пришел к выводу,что учащимся трудно :
— намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
— искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;
— осуществлять и аргументировать выбор проекта;
— предусмотреть последствия выбора;
— действовать самостоятельно (без подсказки);
— сравнивать полученное с требуемым;
— корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
— объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования (модель или само изделие и проектную папку)
Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной учителем. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но я смотрю, чтобы выбор был обоснованным, продуманным, учитывающим возможности самого школьника, и материально-технической базы мастерской. Разумное участие родителей в проектной деятельности можно только приветствовать, но нужно учитывать, что они могут выбрать тему не столько для ребенка, сколько для себя, с намерением самим выполнить проект. Опыт подсказывает, что выбор темы проекта с помощью учителя наиболее предпочтителен. Но это справедливо при двух условиях : если педагог хорошо знает своих учеников и в состоянии предложить каждому нечто подходящее, интересное и посильное, с учетом наличия оборудования, инструментов и материалов, свои возможности как руководителя, консультанта, сроков работы и т. п.
Проектную деятельность учащихся я делю на три этапа : организационно-подготовительный, технологический и заключительный.
На первом этапе ученики выбирают и обосновывают темы проектов, проводят мини-маркетинговые исследования, анализируют предстоящую деятельность, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, определяют цели проекта и решаемые задачи. После этого ученики приступают к просмотру литературы, анализу конструкций существующих аналогичных изделий, отмечают их достоинства и недостатки. На основании этого анализа и разрабатывается конструкция нового изделия, которая должна иметь максимум отмеченных достоинств и минимум недостатков.
На втором этапе после выполнения эскиза,чертежа ребята выполняют технологические операции, в котором обязательно указывается порядок выполнения работы и применяемые инструменты, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда. Изготовление объекта проектирования разрешаю только при наличии конструкторской и технологической документации, а именно эскиза,чертежаи технологического процесса изготовления изделия.
На заключительном этапе провожу контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, провожу защиту проекта перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи. Моя задача –объяснить уч-ся основные правила ведения дискуссий и делового общения, признавать право на существование различных точек зрения. К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.
Примерное содержание проекта.
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение:
-цели и задачи данной проектной работы,
-актуальность выбранной темы проекта,
-историческая справка по возникновению данного изделия.
4. Главы основной части:
Глава 1. Конструкция изделия:
-банк идей,
-выбор лучшего варианта изделия.
- эскиз, чертеж изделия.
Глава 2. Технология изготовления :
-технологическая карта по изготовлению данного изделия,
-техника безопасности при изготовлении данного изделия.
Глава 3. Экономическое обоснование проекта :
-определение себестоимости изделия,
-определение цены изделия.
Глава 4. Экологическая оценка проекта.
5. Заключение:
-вывод по проделанной работе,
-рекламный проспект,
-защита проекта.
6. Источники информации.
7. Приложения:
- фото рабочих моментов.
Приведу некоторые пояснения к содержанию проекта
Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Во введение к работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат, сообщается, в чем состоит новизна проекта.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умения проектанта сжато, лаконично и аргументировано излагать материал.
В первой главе, описывающей конструкцию изделия, приводится краткий обзор литературы, разрабатывается банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.
В технологической части проекта разрабатываю последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки
В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия (состав расчета изменяется в зависимости от класса, в котором учатся ребята). Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.
Особое внимание уделяю экологической оценке проекта : обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека. Экологическая оценка проекта включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов - отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещаю в приложении.
О дате защиты проектов я сообщаю заранее. Также заранее до учеников довожу критерии оценки и порядок проведения защиты.
Как я провожу защиту проекта.
Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3-4 человек (чаще всего одноклассников, реже - учащихся других классов) или перед комиссией, состоящей из учителей и представителей администрации школы. Обязательно приглашаю родителей учащихся. Присутствие родителей самоорганизует учащихся,вызывает у них гордость за свой труд. Родители же видят своих детей уже совсем другими, не такими как дама привыкли их видеть (повзрослевшими, ответственными,гордящимися за свой труд).Родители могут сравнить работу своего ребенка с работами других детей и сделать соответствующие выводы. Для выступления каждому учащемуся даю 7-10 минут. В своем выступлении ученик должен: рассказать о цели проекта (аргументировать выбор темы, обосновать потребность в изделии). К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.
В пояснительной записке ученик должен:
- рассказать о поставленных перед собой задачах: конструктивных, технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых;
- дать краткую историческую справку по теме проекта (время возникновения изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые материалы);
- рассказать о ходе выполнения проекта (использованная литература, конструкторско-технологическое решение поставленных задач, решение проблем, возникших в ходе практической работы);
- рассказать о экономической целесообразности изготовления изделия (исходя из анализа рыночной цены аналогичного изделия, расчетной себестоимости изделия и реальных денежных затрат);
- рассказать о решении экологических задач;
- сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная модернизация изделия);
После выступления присутствующие задают вопросы, высказывают свое мнение. Вопросы и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.
Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.
При оценке текущей работы учитываю правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.
При оценке изделия учитываю практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.
При оценке пояснительной записки обращаю внимание на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.
При оценке защиты творческого проекта учитываю аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов, качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).
Однако,оценивание результатов творчества всегда «драматично» и противоречиво, поэтому ближе к объективной оценке будет рейтинговая оценка, включающая в себя самооценку, среднюю коллективную оценку экспертов и оценку учителя.
Но самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию “неуспеха”. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку и самооценку окружающего мира и себя в этом микро - и макросоциуме.
Итоги защиты я отражаю в фотогазете. Лучшие работы использую как пособия на уроках, организую выставки технического и декоративно-прикладного творчества или учащиеся могут использовать свои изделия в личных целях: для украшения дома, подарка родителям и т. д.
Порядок защиты зависит от творческих возможностей класса, но обязательно защита проектов должна быть настоящим праздником, не должна быть заорганизована, чтобы учитель и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы школьники после защиты вышли с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более интересным и совершенным.
Процесс подготовки проекта и его защиту я распределяю по часам, согласно программы.
Примерное распределение времени по урокам при подготовке проектного материала :
1-2 час – Выбор темы проекта; знакомство с оформлением пояснительной записки, оформление титульного листа, составление содержания.
3-4 час – Сбор информации по теме проекта : составления введения.
5-6 час – Исследование проблемы: составление исторической справки, анализ материалов, предлагаемых промышленностью, соответствие экономическим возможностям.
7-8 час – Составления банка идей и предложений.
9-10 час – Составление технологической карты, где описывается последовательность выполнения изделия.
11-12 час – Экономическая и экологическая оценка проекта.
13-14 час – Составление заключения и списка используемой литературы.
15-16 час – Защита проекта в присутствии класс
Для улучшения организации работы и реализации проекта предлагаю соблюдение некоторых правил:
- служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках.
-поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
- разрешать делать ошибки. Ученик не должен боятся рисковать, боятся думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
- поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.
- поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
- поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
- готовить к препятствиям, трудностям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение.
Убежден, что проектная деятельность - дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника. При высказывании критических замечаний стараюсь быть очень корректным.
Результаты моего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем и не жалели ни времени, ни усилий на выполнение довольно сложных для них художественных изделий.
Мои ученики постоянно принимают участие в олимпиадах по технологии на муниципальном уровне, где завоевывают призовые места,становясь победителями и тем самым получают право участвовать в олимпиаде по технологии на региональном уровне.
И так, подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.