Занина Екатерина
Организация предметно-развивающей среды в организации экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ
1. Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде :
- Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
- Доступность среды, что предполагает :
а)доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
б)Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды в организации экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться по подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить :
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
2. При организации экспериментальной деятельности с детьми
необходимо учитывать следующее:
а).Соблюдение основных принципов образования при организации
детского экспериментирования :
- связь теории с практикой;
- развивающий характер воспитания и обучения;
- индивидуализации и гуманизации образования;
- природосообразность – акцент на психолого – возрастные особенности дошкольников;
- целостность и системность обучающего процесса;
- взаимодействие трё х факторов: ДОУ, семья, общество.
б).Алгоритм подготовки к экспериментированию :
- предварительная работа с детьми : экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художествен-
ной литературы, рассматривание иллюстративных материалов, видеороликов;
- определение типа и вида тематики эксперимента;
- выбор цели и задач с детьми;
- подготовка пособий, оборудования;
- закрепление правил безопасности поведения при проведение эксперимента, опыта.
в).Структура НОД по экспериментированию :
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Тренинг (те есть упражнения) внимания, памяти, логики и мышления (может быть организован до занятия).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
г) При проведении экспериментально – исследовательской деятельности
детьми исполнять правила техники безопасности:
- экспериментальная работа находится всегда под наблюдением взрослого;
- все вещества необходимые для эксперимента брать только ложечкой;
- не брать руки в рот, грязными руками не трогать глаза;
- «бери только нужный материал для работы»;
- «опытно – экспериментальная работа – это – не игра»;
- «пробовать на вкус вещество можно только с разрешения воспитателя»;
- «работать с водой, с сыпучими материалами, со стеклом только на подносе или
клеёнке»;
- «все материалы после работы убери на место».
Требования
уровень развития и возраст малышей;
меры безопасности и санитарные нормы;
ознакомление с правилами поведения и порядком проведения эксперимента.
Центр экспериментирования и исследования, представляет собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами.
На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.
Все сыпучие материалы находятся в специальных контейнерах и подписаны.
Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента : при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа. Во время проведения НОД происходит обогащение, активизация и актуализация словаря дошкольника (предметного, глагольного, признаков, наречий, ассоциативное и практическое связывание слова с характеристиками предметов, дифференциация этих характеристик. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребёнка, активнее входит в связную речь. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов. Эти грамматические конструкции ребенок усваивает на практике, в момент манипулирования предметами, что позволяет в дальнейшем быстрее находить языковые закономерности и овладевать ими.
Задачи, решаемые на НОД по экспериментальной и исследовательской деятельности :
1. Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.
2. Формировать жизненный опыт ребенка.
3. Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольников, прививать вкус к собственным открытиям в познании окружающего мира.
4. Развивать психические функции ребёнка, такие как память, внимание; эмоционально – волевую сферу.
5. Развивать креативность, подвижность, вариативность и гибкость мышления, умение находить решения поставленных задач.
6. Учить находить причинно – следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности.
7. Обогащать и активизировать и актуализировать словарь.
8. Формировать ГСР.
9. Формировать связную речь: монологическую и диалогическую.
10. Автоматизировать у детей поставленные звуки.
11. Воспитывать самостоятельность и инициативность.
12. Формировать самосознание ребенка, уверенность в собственных силах.