МААМ-картинки

Организация предметно-развивающей среды в организации экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ

Занина Екатерина
Организация предметно-развивающей среды в организации экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ

1. Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде :

- Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

- Доступность среды, что предполагает :

а)доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

б)Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Публикация «Организация предметно-развивающей среды в организации экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ» размещена в разделах

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться по подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

2. При организации экспериментальной деятельности с детьми

необходимо учитывать следующее:

а).Соблюдение основных принципов образования при организации

детского экспериментирования :

- связь теории с практикой;

- развивающий характер воспитания и обучения;

- индивидуализации и гуманизации образования;

- природосообразность – акцент на психолого – возрастные особенности дошкольников;

- целостность и системность обучающего процесса;

- взаимодействие трё х факторов: ДОУ, семья, общество.

б).Алгоритм подготовки к экспериментированию :

- предварительная работа с детьми : экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художествен-

ной литературы, рассматривание иллюстративных материалов, видеороликов;

- определение типа и вида тематики эксперимента;

- выбор цели и задач с детьми;

- подготовка пособий, оборудования;

- закрепление правил безопасности поведения при проведение эксперимента, опыта.

в).Структура НОД по экспериментированию :

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Тренинг (те есть упражнения) внимания, памяти, логики и мышления (может быть организован до занятия).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

г) При проведении экспериментально – исследовательской деятельности

детьми исполнять правила техники безопасности:

- экспериментальная работа находится всегда под наблюдением взрослого;

- все вещества необходимые для эксперимента брать только ложечкой;

- не брать руки в рот, грязными руками не трогать глаза;

- «бери только нужный материал для работы»;

- «опытно – экспериментальная работа – это – не игра»;

- «пробовать на вкус вещество можно только с разрешения воспитателя»;

- «работать с водой, с сыпучими материалами, со стеклом только на подносе или

клеёнке»;

- «все материалы после работы убери на место».

Требования

уровень развития и возраст малышей;

меры безопасности и санитарные нормы;

ознакомление с правилами поведения и порядком проведения эксперимента.

Центр экспериментирования и исследования, представляет собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами.

На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.

Все сыпучие материалы находятся в специальных контейнерах и подписаны.

Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента : при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа. Во время проведения НОД происходит обогащение, активизация и актуализация словаря дошкольника (предметного, глагольного, признаков, наречий, ассоциативное и практическое связывание слова с характеристиками предметов, дифференциация этих характеристик. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребёнка, активнее входит в связную речь. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов. Эти грамматические конструкции ребенок усваивает на практике, в момент манипулирования предметами, что позволяет в дальнейшем быстрее находить языковые закономерности и овладевать ими.

Задачи, решаемые на НОД по экспериментальной и исследовательской деятельности :

1. Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.

2. Формировать жизненный опыт ребенка.

3. Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольников, прививать вкус к собственным открытиям в познании окружающего мира.

4. Развивать психические функции ребёнка, такие как память, внимание; эмоционально – волевую сферу.

5. Развивать креативность, подвижность, вариативность и гибкость мышления, умение находить решения поставленных задач.

6. Учить находить причинно – следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности.

7. Обогащать и активизировать и актуализировать словарь.

8. Формировать ГСР.

9. Формировать связную речь: монологическую и диалогическую.

10. Автоматизировать у детей поставленные звуки.

11. Воспитывать самостоятельность и инициативность.

12. Формировать самосознание ребенка, уверенность в собственных силах.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда «Организация предметно-развивающей среды»Предметно-развивающая среда «Организация предметно-развивающей среды» Предметно-развивающая среда. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с.

Организация предметно-развивающей среды в детском саду Слайд №2 Во время работы над проектированием предметно-развивающей среды нашего ДОУ перед педагогическим коллективом встала задача создания.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУОрганизация предметно-развивающей среды в ДОУ Организация предметно-развивающей среды МБДОУ ЦРР-.с №22 \\\"Жемчужинка\\\". ВОСПИТАТЕЛЬ: Григорьева Юлия Анатольевна Республика Саха Якутия,.

Организация предметно-развивающей среды в проектной деятельности «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. Сухомлинский.

Организация предметно-развивающей среды в средней группеОрганизация предметно-развивающей среды в средней группе Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Средняя группа Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «Центр социализации» Иллюстрации с изображением детей разного.

Основные требования и принципы организации развивающей предметно-развивающей среды В связи с потребностями модернизации системы образования в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный.

Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации Предметно-пространственная игровая среда (психологический взгляд) -поле социальной и культурной деятельности, сфера передачи и закрепления.

Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды в ДОУ Оптимальная организация предметно – развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим условием осуществления.

Ведущая роль игровой деятельности при организации развивающей предметно-пространственной среды Ведущая роль игровой деятельности при организации развивающей предметно-пространственной среды. Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно-развивающей среды в организации экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ
Опубликовано: 7 декабря 2019 в 10:58
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация предметно-развивающей среды в организации экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Занина Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД