Дания Мавлютова
Организация предметно-развивающей среды в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №2
Во время работы над проектированием предметно-развивающей среды нашего ДОУ перед педагогическим коллективом встала задача создания необходимых условий для всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста.
Необходимо было сделать так, чтобы она выглядела эстетично и учитывала особенности восприятия мира маленьким человеком.
Всё это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию ПРС.
Слайд №3
Публикация «Организация предметно-развивающей среды в детском саду» размещена в разделах
Для того чтобы среда выполняла свои основные функции, на этапе ее проектирования педагоги придерживались следующих принципов
насыщенность
полифункциональность
трансформируемость
вариативность
доступность
безопасность
Учитывались гендерные и возрастные различия детей
Слайд № 4
1. Я хочу начать знакомить вас с предметно-развивающей средой нашего сада с макросреды.
Макросреда детского сада
Музыкально-физкультурный
зал
Музей «Хранитель времени»
Уголки природы
Красочно оформленные коридоры и фойе.
Слайд №5 Коридоры
Учитывая требования ФГОС к
развивающей предметно - пространственной среде и для обеспечения максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, мы начали рассматривать организацию образовательного пространства с коридоров детского сада. Наша развивающая среда начинается с красочно оформленных коридоров и лестниц. По дороге в группу детей встречают их любимые сказочные персонажи, сюжеты из знакомых сказок.
Слайд №6 Уголок ПДД
В одном из фоей 1этажа организован уголок ПДД, где дети знакомятся с правилами дорожного движения, дорожными знаками.
Слайд №7 Уголок природы
В уголках природы дети наблюдают за изменениями в процессе роста и развития растений, приобретают трудовые навыки по уходу за ними.
Слайд №8 Музей «Хранитель времени»
Осознать своё место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым, воспитанникам помогает мини-музей «Хранитель времени» - хранитель традиций и незаменимый проводник в мир истории и культуры. Он представляет собой комнату русского быта, воспроизводящую жилое деревенское помещение с подлинными предметами старины.
Основная цель воспитателей – ввести детей в особый мир русской культуры и быта путём его действенного познания. Занятия в музее предполагают знакомство с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством.
Слайд №9 Музыкальный зал
Оформление музыкального зала меняется в зависимости от тематики планируемого мероприятия. Каждый раз это приятный сюрприз для юных актёров и зрителей.
Это оформленеие- совместная работа педагогов и родителей. Своими руками создаются украшения, элементы декора, декорации, соответствующие тематике праздника.
№10
Атмосфера музыкального зала располагает к активной музыкально-творческой деятельности. В детском саду созданы максимальные условия для музыкального развития детей. Зал оснащен музыкальными инструментами и игрушками: барабан, металлофон, бубен, колокольчики. Народными игрушками: шумелки, деревянные ложки, птички – свистульки. Широко используются лепбуки, с помощью которых можно проводить игры для развития музыкальных способностей детей.
Слайд № 11 Физкультурный зал
Физкультурный зал в ДОУ оборудован для обеспечения достаточного уровня двигательной активности детей. Он оснащен таким спортивным оборудованием как: ворота футбульные, тоннели для подлезания, мячи разного размера, обручи, скакалки, ребристые дорожки для хождения, гимнастические скамейки и бревно, мягкие модули, канаты и индивидуальный спортивный комплекс.
Слайд № 12 Микросреда
Большую часть времени ребёнок проводит в группе, поэтому развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в группе
Слайд № 13 Центры дидактических игр и сенсорного развития:
В группах организованы различные пространства для игр на сенсорное развитие и развитие мелкой моторики детей.
Дидактические столы в таких центрах незаменимы. В одном месте сконцентрированы разного рода игрушки и материалы, направленные на сенсорное развитие, развитие мелкой моторики и логического мышления малышей. Разнообразить материал помагают игры и пособия, изготовленные руками воспитателей. Это игры с прищепками, с резиночкками, шнуровки, вкладыши, настенные и настольные бизиборды, мелкие предметы для выкладывания рисунка по контуру. Размер деталей и направленность действий с предметами зависят от возраста ребёнка. Есть у нас и столы для игр с водой и песком
Слайд №14, 15 Центры сюжетно-ролевых игр
В игровой зоне ребёнок постигает азы взрослой жизни. Чем больше материала для обыгрывания, тем больше у ребёнка возможностей самостоятельно смоделировать разные жизненные ситуации. Выполнение роли взрослого вселяет в ребёнка уверенность, учит «взрослой жизни». Игровые уголки в группах состоят из нескольких зон: кухня, столовая, спальня, парковка, автомастерская, парикмахерская, ателье, ДПС. Атрибуты к играм хранятся в прозрачных контейнерах и находятся на доступных для детей полках. В зависимости от возраста, дети сами моделируют игровую ситуацию, используют для зонирования пространства для игры напольную или настольную ширму или другие маркеры игрового пространства. Это могут быть мягкие модули или предметы мебели – столы и стулья.
Слайд №16 Центры патриотического воспитания
Помогают детям знакомиться с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым своей Родины, а также знакомят детей с понятием «малая Родина».
Слайд №17 Центры безопасности
Способствуют формированию умений осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, природы, быта, транспорта; формированию ответственного и сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих; развитию готовности к эффективным, обоснованным действиям в нестандартных ситуациях.
Они оснащены необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения, обращения с огнём и опасными предметами.
Слайд №18 Физкультурно-оздоровительные центры
Спортивное оборудование в них располагается в зоне досягаемости ребёнка. Очень помогают в этом случае яркие лёгкие корзины и полочки, где хранятся мячи, кегли, кольцебросы, скакалки. Многофункциональные массажные коврики, сделанные руками воспитателей, незаменимы для массажа стоп и профилактики плоскостопия. Использование нестандартного физкультурного оборудования формирует у детей интерес к занятиям физкультурой.
Слайд №19 Центры наблюдений за природой
Здесь дети работают с календарём погоды, исследуют и создают коллекции семян, ракушек, камней. Изучают сезонные изменения в природе, рассматривают иллюстрации и составляют по ним рассказы о природе.
Слайд №20
Весной высаживают семена и выращивают огород на подоконнике.
Слайд № 21 Центр изобразительного творчества.
Приобщение детей к миру искусства, формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира, развитие любознательности, способности видеть красоту природы, любоваться ею, а так же формирование первых технических навыков и умений в изобразительной деятельности происходит уже в раннем возрасте. Поэтому, большое внимание в своей работе мы уделяем развивающей предметно - пространственной среде по художественно-эстетическому развитию. Стремились, чтобы среда получилась яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции,а содержание материалов соответствовало возрасту. Их размещение и планировка имеют свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где они находятся, но и возможность его перемещения в зависимости от желания детей (на столе, полу, на стене).
Центры расположены в оптимальном, удобном, доступном для детей месте. Имеется мобильный уголок художника, для рисования и выставки детских работ применяются мольберты, магнитная доска. Карандаши, краски, фломастеры, раскраски, пластилин – все находится в свободном доступе для детей. Очень нравится малышам рисовать штампами, трафаретами, пальчиками. В индивидуальной и совместной деятельности детей используются лепбуки, которые привлекают необычной формой, яркими цветами и разнообразием материала.
Для развития художественно - эстетического восприятия, Центр изобразительного творчества оснащен предметами народного искусства (Дымковские и Абашевские игрушки, матрешки, репродукции живописных произведений, скульптура малых форм.)
Слайд № 22
Родители, каждый день, забирая ребёнка из детского сада домой, должны видеть «продукты труда» своих детей, оценивать их старания, делать свои выводы. С этой целью созданы уголки «Наше творчество», где мы размещаем художественные работы детей.
Слайд №23 Театрализованный центр
Важным объектом развивающей пространственной среды является театрализованный центр,
поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться малышам, сплотить группу, объединить детей интересной идеей.
В центре располагаются -
-Различные виды театров: кукольный, настольный, пальчиковый, плоскостной, театр на ложках.
-Атрибуты для обыгрывания сказок и потешек: набор театральных кукол «Би-ба-бо», большое разнообразие масок.
Для инсценировки сказок, различных игр используем в своей работе многофункциональные ширмы.
Дети сами выбирают вид театра, раскладывают его, обыгрывая сюжет сказки. При необходимости ширму легко можно перемещать по группе
Есть удобные полки, соответствующие росту детей, на которых размещены настольные ширмы и декорации.
Оборудованы уголки «Наряжайка». Этот уголок любят все дети. Каждый сам выбирает свой образ по желанию и настроению. В уголке имеются элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, бусы и т. д)
Слайд № 25 Музыкальный центр.
В тесном взаимодействии с театрализованным центром находится центр музыкального развития.
Он оснащен музыкальными инструментами и игрушками : барабаны, металлофоны, бубны, колокольчики, синтезатор. Народными игрушками : шумелки, деревянные ложки, птички – свистульки. Руками воспитателей изготовлены маракасы из пустых пластиковых бутылок.
Слайд № 26 Центры детской книги
В группах удобно расположены центры детской книги.
Они хорошо освещены в дневное и вечернее время, эстетично оформлены, и их содержание соответствует возрасту детей. Мебель для уголка книги подобрана в соответствии росту детей и обеспечивает доступность всех материалов. Ярко и красочно оформленные книги – игрушки, книги - раскраски, музыкальные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей и они с удовольствием их рассматривают.
Слайд № 27 Познавательно-исследовательские центры для старших дошкольников
Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Благодаря развитию такой деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Для развития такой детской деятельности и созданы центры экспериментирования, математические уголки.
Уголок «АБВГДЕ-йка» создаёт у детей старшего дошкольного возраста предпосылки для начала обучения грамоте.
Для познавательного развития детей используется разнообразный наглядный материал в виде плакатов, карточек, сюжетных картинок, иллюстраций, дидактических игр, картотек экспериментов с различными материалами.
Слайд № 28 Центры конструирования.
В группах имеются центры конструктивно-модельной деятельности – одна из важных и любимых детьми зон игровой среды.
Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность малышей.
(конструкторы «Лего» с крупными и мелкими деталями, конструкторы напольные с мягкими деталями, конструктор из липучек, мозаика настольная и напольная; конструктор «Деревянные брусочки», «Движущиеся шестерёнки», «Объёмный конструктор-мозаика» и т. д.)
Содержимое строительного центра позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре, либо на столе. В центре расположены различные виды настольного конструктора- кнопочный, мягкий, пластиковый конструктор. К нему для обыгрывания предлагаются мелкие игрушки, сюжетные фигурки. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.
Слайд № 29 Уголки уединения
С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки уединения, или зоны релакса. В уголке уединения должны находиться предметы, вызывающие у детей приятные переживания, например, воздушные шары, мягкие игрушки. Здесь ребёнок в тишине может рассмотреть любимую книжку, свое портфолио или альбом с фотографиями.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально- положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности и способствует художетвенно - эстетическому развитию.
НО, развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в детском саду, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирования их к взаимодействию.