Мария Бетина
Организация предметно-развивающей среды по социально-коммуникативному развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема создания предметно-развивающей среды в детском саду не является новой для дошкольной педагогики. Особое внимание ей уделялось в 90–е годы прошлого столетия. Однако вопрос создания предметно - пространственной среды в дошкольной образовательной организации (ДОО) на сегодняшний день актуализировался в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, ориентированного на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, сохранение самоценности дошкольного детства. В Разделе 3.3 пунктах 3.3.1-3.3.4 сформулированы новые требования к развивающей предметно-пространственной среде. С введением ФГОС ДО началась модернизация дошкольного образования в целом и развивающей среды в частности.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Цель работы: изучение периодической печати по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды, образовательной области «социально-коммуникативное развитие», соответствующей требованиям ФГОС ДО.
Сформулированная цель исследования конкретизирована в следующих задачах:
1. На основе анализа психолого-педагогической, учебной, методической литературы, интернет порталов по проблеме исследования дать характеристику развивающей предметно - пространственной среды.
2. Изучить организацию развивающей среды по образовательной области «социально-коммуникативное развитие»
Понятие предметно - развивающая среда было введено в лексикон педагогов после 1989 года, когда вышла Концепция дошкольного воспитания, исследования же в этой области были начаты значительно раньше. В 1990-е годы в работах В. А. Петровского, Л. М. Клариной, С. Л. Новоселовой поднимается вопрос обогащения предметно-развивающей среды, принципов организации такой среды. Впоследствии создается концепция развивающей предметной среды, обосновывающая значимость ее создания и возможности проектирования для разных возрастных этапов дошкольного детства.
Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, т. е. вне социализации (от лат. socialis –общественный) – процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением. Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в четырех направлениях: игровая деятельность, патриотическое воспитание, формирование основ безопасности, трудовое воспитание.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть :
• содержательно-насыщенной,
• развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в четырех направлениях: игровая деятельность, патриотическое воспитание, формирование основ безопасности, трудовое воспитание.
1. Развитие игровой деятельности детей происходит с целью освоения различных социальных ролей. Игра, в свете ФГОС, выступает как форма социализации ребёнка. Игра – это не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность.
В группе оборудован уголок сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм (магазин, кафе, больница, мастерская, игры с транспортом, парикмахерская).
Очень разнообразен в группе уголок театрализованной деятельности. Это несколько видов настольных театров с набором игровых персонажей, вязанный пальчиковый театр, театр на палочке, театр бибабо, маски шапочки, уголок ряженья. Имеются ширмы. Все расположено на уровне глаз ребенка и доступно для самостоятельной деятельности.
2. Одним из важнейших направлений социально-коммуникативного развития является патриотическое воспитание.
Патриотический центр помогает педагогу познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента,с русскими народными промыслами и традициями.
3. Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основная цель работы с дошкольниками - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность. Для достижения цели в группе имеются: набор дорожных знаков, макеты светофоров; набор транспортных средств; иллюстрации с изображением транспортных средст; улицы, плакаты по безопасности поведения на улице и в быту.
4. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу.
1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)
2. Хозяйственно – бытовой труд ( выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).
Подводя итог выше сказанному необходимо отметить, что введение ФГОС ДО изменило требования к организации образовательного процесса в дошкольной организации, который теперь ориентирован не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление его в более взрослый период жизни. Организация такого образовательного процесса с учетом требований ФГОС основывается на личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку, что обеспечивает сохранение самоценности дошкольного детства.
Важно, что предметная среда образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая развивающую предметно – пространственную среду по социально-коммуникативному развитию любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, ведущую роль игровой деятельности, а также психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.