Светлана Сергуткина
Организация предметно-пространственной среды в музыкальном зале
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный зал дошкольного учреждения – это его сердце и визитная карточка. Музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей. Здесь проходит не только непосредственная организованная деятельность, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей и родителей.
Публикация «Организация предметно-пространственной среды в музыкальном зале» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2018
В соответствии с ФГОС ДО целью музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. В связи с этим построение развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала мы строим придерживаясь следующих принципов:
• Предметная среда музыкального зала трансформируется в зависимости от образовательной ситуации. Видоизменяется и оформление в соответствии с временем года, тематикой развлекательного мероприятия, праздничной датой, сюжетом театральной постановки, например: в оформление ко «Дню матери», «Осенин», «Нового года», ко Дню Победы, выпускному празднику и развлечениям используем разнообразные материалы, декорации, ткани, атрибуты, стеновые наклейки, игрушки, надувные шары и красиво оформленные букеты.
• По принципу полифункциональности мы используем различные составляющие предметной среды, например, для утренника посвященному международному женскому дню мы воспользовались детскими стульчиками, они превратились в паровозик из Ромашково, на которых воспитанники отправились в путешествие. Во время развлечения ко дню Космонавтики, так же из стульчиков сделали ракету. В зависимости от сюжета театральной постановки обычная штора с прорезью в виде окна переносит действие в дом. Театральные декорации постоянно меняются, например, с учётом времени года – зима, лето. Мною были изготовлены деревьям со сменными чехлами по временам года, которые переносят действия в сказочный лес.
• В соответствии с принципом вариативности в музыкальном зале можно выделить несколько зон: зона для слушания музыки и музицирования, зона для развития музыкально – ритмической, исполнительской, театральной и сценической деятельности.
• Принцип доступности дает возможность свободного доступа воспитанников к музыкальным инструментам и атрибутам музыкально-театральной деятельности.
• Музыкальный зал оснащён техническими средствами обучения, мультимедийное оборудование использую на музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках. Представляю вниманию детей презентации соответствующие тематике мероприятия. На музыкальных занятиях дети старшего возраста осваивают умение пользоваться микрофоном, знакомятся с основами исполнительского искусства в жанре современной песни, получают практические навыки.
Для развития музыкально – ритмических способностей, мы применяем различные по цвету и размеру ленточки, султанчики, платочки и шарфики, искусственные цветы, веночки, листики, флажки, снежки, игрушки разных размеров и др. Слушая музыку, импровизируя, дети имеют возможность свободно выбирать атрибуты, соотнося музыкальный образ и выразительные средства предмета. Имеются музыкальные инструменты в достаточном количестве: это треугольники, бубенцы, тамбурины, маракасы, шейкеры, ложки, кастаньеты, колокольчики, трещотки и многие другие разновидности шумовых и ударных инструментов, а также мелодические: металлофоны и ксилофоны. Духовые: трубы, дудки, дудочки - тромбончики, саксофон, свистульки.
Для театрализованной деятельности используем разные виды театров, шапочки-маски, комплекты костюмов к различным спектаклям. Взаимодействуя с воспитателями, мы активно привлекаем родителей к изготовлению различных атрибутов, масок, костюмов. Совместное участие детей и родителей в театрализованной деятельности помогает им лучше узнать друг друга, способствует сплочению.
В заключение хочется сказать, что от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе - им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.