Малышева Елена Викторовна
Организация предметно-пространственной среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры
▼ Скачать + Заказать документы
Малышева Елена Викторовна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Фрунзенского района
Санкт-Петербург
Организация предметно-пространственной среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Сухомлинский В. А.
Вопрос организации развивающей предметно-игровой среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный
интерес к обновлению предметно-игровой среды ДОУ.
Развивающая предметно-игровая среда – часть образовательной среды,
представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.
п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их
здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Предметно-игровая среда обеспечивает удовлетворение потребностей детей в
игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего
интересам и склонностям детей. Она выступает стимулом к занимательной,
эмоционально-окрашенной совместной деятельности педагога и детей дошкольного
возраста. По мнению О. А. Комаровой, предметно-пространственная развивающая среда
представляет собой организованное пространство, включающее в себя специально
подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления
специфических видов деятельности, игры, личностно-ориентированного взаимодействия
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая
характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий
деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и
на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность,
наблюдательность. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к
игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка.
Развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит от
организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно развивающая среда
представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка,
функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
В игровую предметно - развивающую среду входят : крупное организующее
игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые
материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства
находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой
комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.
Игровые средства обязательно должны быть сомасштабны друг другу и другим
предметам интерьера. Это означает, что интерьер должен не содержать ничего лишнего и
органично сочетаться в эстетическом отношении с игровыми средствами. Все игровые и
неигровые предметы должны отвечать принципу безопасности.
Предметно-игровая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый
ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по
принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими
подгруппами по общим интересам.
Под предметно-пространственной средой мы понимаем естественную комфортабельную
обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и
игровыми материалами. Интерьер и игрушки должны быть удобны в повседневном
использовании. Игровое пространство динамично и меняться в зависимости от интересов
детей и творческих замыслов педагогов.
Что же является главным для создания предметно-развивающей среды? Она должна
комфортно сочетать современный дизайн, т. е. эстетичность и возрастную
функциональность. Комфортность рождает покой, радость, интерес, чувство
удовольствия. Поэтому организация развивающей среды должна осуществляться на
основе: возрастного состава детей, психологической характеристики группы;
индивидуальных особенностей детей.
Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая,
меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Она развивающая и
развивающаяся, а также обогащающаяся. Предметно-развивающая среда несёт в себе
огромные возможности воздействия на ребёнка - она воспитывает и развивает его.
Нет чётко определенных требований к наличию в группе тех или иных уголков и
центров. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и
индивидуальна. Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное
развитие ребенка как субъекта посильных детям дошкольного возраста видов
деятельности.
При этом следует помнить правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на
глазах детей бессменно. Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал
можно разделить на три категории:
«СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях, в других
формах взаимодействия с взрослыми. (Символика страны, разнообразие народов, мир
животных и растений и т. д.)
«ВЧЕРА». Материал исследованный, уже известный, освоенный на личном опыте,
используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.
«ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем.
Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и
самодеятельности ребенка.
Принципы наполнения центров:
- Материалы расположены «островками» - классифицированы по признаку, приему, игре.
- Наполнение «островками» логично выстроено: должно быть интуитивно понятно,
почему здесь расположены именно эти предметы, игрушки.
- Все контейнеры подписаны в одинаковом стиле, но разным цветом: сначала
картинка – изображение того, что находится в контейнере, под ней – крупными
печатными буквами – название.
- Все материалы размещены так, что их удобно взять с полки, доступны руке и
взгляду. В младших группах контейнеров либо нет совсем, либо они прозрачны и
открыты (без крышки).
- В каждом центре должна быть инструкция с правилами: как использовать, как
убрать на место, что делать нельзя. У младших – каждое правило – отдельный
рисунок (не более 2-3 правил, у старших – может быть текст и пиктограммы, дети
могут сами записать правила и разместить их на видном месте.
- Всё, что размещено в центре активности дети могут свободно брать и играть,
не должно быть предметов, которыми без помощи воспитателя они не могут или не
умеют пользоваться.
- Предметы в центрах активности регулярно меняются: от 1 дня до 2 недель,
редко – месяца. Через изменение наполнения центров отражается освоение
образовательной программы учреждения, программы воспитания и плана
воспитательной работы.
- В старших группах в центрах экспериментирования, познания,
конструирования и др. есть автодидактические карточки-схемы, по которым дети
могут работать с материалом.
Отдельным и обязательным компонентом является уголок УЕДИНЕНИЯ – как
обязательное требование ФГОС ДО. Оборудуется в спокойном, самом тихом месте
групповой ячейки, рассчитан на ОДНОГО ребенка. Обязательны занавески и
подушки, повышенный комфорт, предметы релаксации (светильники, ленты, и т. д.).
Часто в понятие развивающая предметно-игровая среда включаются те отношения,
которые складываются у ребенка со взрослыми. В настоящее время доказано значение
демократического стиля общения взрослого с ребенком для развития творчества. Именно
этот стиль позволяет сформировать раскрепощенные отношения со взрослым, а значит
обеспечить создание им игрового пространства.
Более конкретно, возможности развития детской игры, хотелось бы
продемонстрировать на примере организации предметно-развивающей среды в уголке
ряженья в младшей группе.
Игры с переодеванием являются одной из популярных форм деятельности в ДОУ и
приносят детям много радости и пользы.
Дети развивают мелкую моторику, у них формируются навыки самообслуживания,
перевоплощаются в разных животных, сказочных героев, представителей разных
профессий, развивают фантазию, креативные способности, детскую инициативу.
Стимулируется интерес к сюжетно-ролевым играм, формируются коммуникативные
навыки