Дина Коробейникова
НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Интересная бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД. "В бумажную страну!". Познавательно-исследовательская деятельность. Ознакомление детей с бумагой и ее свойствами.
Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности : «Ознакомление с бумагой и ее свойствами».
Программные задачи:
1. Создать условия для ознакомления детей с бумагой и ее свойствами в процессе поисковой деятельности.
Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности „Интересная бумага“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
2. Развивать умение работать по плану при помощи схем.
3. Способствовать развитию у детей самостоятельности, взаимодействию со сверстниками и взрослыми в процессе работы.
4. Способствовать развитию у детей речи, словестно-логического мышления, внимания, находчивости.
5. Развивать умение выражать словами свои результаты.
Интеграция образовательных областей:
1) познание;
2) коммуникация;
3) безопасность;
4) социализация.
Материалы и оборудование:
• Полоски альбомной бумаги, картона, салфетки, пластиковые коробочки, палочка пластилина (на каждого ребенка в зависимости от количества опытов);
• Ножницы (на каждого ребенка)
• Емкости с водой, тарелочки, растительное масло, пластилин.
• Схемы опытов, журналы для записей (на каждого ребенка, фонарик.
1. Водная часть: (организационный момент)
Ход занятия: Дети заходят в группу и видят, сидит Незнайка и перебирает бумагу.
Воспитатель: Что у нас такое происходит? Почему у нас разбросана бумага?
2. Постановка проблемы:
Здравствуйте дорогие ребята! Извините меня за беспорядок, который я устроил у вас в группе. Меня мои друзья позвали в волшебную «Бумажную страну», где идет набор желающих стать фокусниками. Но, дело в том, что о бумаге я так мало знаю, у меня с ней ничего не получается. Вы бы не смогли мне рассказать о свойствах бумаги, о ее секретах?
Дети: Мы согласны помочь тебе Незнайка! Мы расскажем и все покажем тебе!
Воспиталь: Ребята, чтобы нам рассказать Незнайке о бумаге, ее нужно исследовать. А где мы будем исследовать, и проводить эксперименты?
Дети: В лаборатории.
Воспиталь: А откроет дверь лаборатории вот этот обычный лист бумаги. Нужно прорезать в нем отверстие так, и пройти сквозь него, не порвав листа.
(дети предлагают варианты)
Воспиталь: Я вам открою секрет.
(Проводится показ воспитателя, разрезая лист на полоски). Дети говорят «волшебные слова» и лист превращается в большой проход.
2. Основная часть (продуктивная деятельность)
Дети проходят в лабораторию, одевают форму исследователей.
Воспиталь: Прежде чем мы приступим к исследованию, давайте вспомним правила поведения в лаборатории
Дети: Не шуметь, ни толкаться, работать дружно и аккуратно соблюдать порядок на рабочем месте.
Воспиталь: А чтобы наши уважаемые гости не скучали, приглашаем их с собой поиграть в брейн-ринг «Бумага». Разделитесь на две команды. Не зевайте, и на вопросы быстро отвечайте.
Уважаемые исследователи, как вы думаете:
• Откуда появилась бумага?
• Назовите виды бумаги.
• Какая бывает бумага?
• Что из нее делают?
• Назовите предметы из бумаги в группе.
(дети и гости отвечают на вопросы)
Воспиталь: Чтобы узнать какими свойствами обладает бумага, с ней нужно проделать опыты и схематично зарисовать в своих журналах.
Дети проходят за столы, приглашают с собой Незнайку. Берут журналы и рассаживаются по местам.
Воспиталь: Со свойством бумаги помогут нам разобраться эти схемы. Что означает эта схема? (Выкладываются на доску схемы)
1.«Бумага режется» (схема «ножницы»)
Воспиталь: Предлагаю вам узнать, как режется бумага разных видов : картон, простая альбомная бумага салфетка.
Дети делают вывод: Картон толще, чем бумага. Бумага режется легче, чем картон.
2.«Бумага рвется» (схема «рваная бумага»)
Предложить детям порвать картон и бумагу, но сделать это осторожно. Так как бумага может быть опасна.
«Опасная бумага»
(раскатать палочку пластилина и разрезать пополам краем бумаги)
Дети делают вывод: Картон толще, чем бумага, бумага рвется легче. Но она опасна, ею можно порезаться.
3. Бумага мнется и издаёт звук» (схема «мятая бумага с нотой»)
Воспиталь: Чтобы услышать звук, что нужно сделать с бумагой? Сначала смять бумагу, потом картон. Выполнять движение «стирка белья».
Дети делают вывод: При смятии, трении – бумага издаёт звук. Бумага шуршала, шумела. Чем толще бумага, тем она труднее мнется.
4. «Бумага летает» (схема «ветер»)
Воспиталь: Может ли бумага летать? Какая бумага быстрей разлетится? Полоски бумаги (конфетная обвёртка) и смятая бумага.
Дети: Нужно на нее подуть или помахать веером.
Возьмем в одну руку ровный лист бумаги, а в другую смятый. Выпустим их из рук одновременно. Смятый лист сразу упал, а ровный лист падает медленно, крутится.
Воспиталь: Как вы думаете почему?
Дети делают вывод: Полоски фольги очень легкие и тонкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются. Смятая бумага падает быстрей. Ровному листочку мешал падать воздух, а смятому листу мешал меньше потому, что поверхность уменьшилась, и уменьшилось сопротивление воздуха.
5. «Бумага намокает» (схема «капля воды»).
Воспиталь: Предлагаю вам определить, какая бумага намокнет быстрее. Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги, затем картон. Что произошло?
Дети делают вывод: Тонкая бумага намокает быстрей.
6. «Меняет цвет»
Воспиталь: Для проведения опыта нам понадобятся: ватная палочка, капелька йода, разбавленная в чашке воды, лист бумаги. Окунем бумажку в раствор йода с водой. Что произошло?
Дети делают вывод: При взаимодействии йода и воды на бумагу, она синеет. В ней находятся частички крахмала. Тонкая бумага намокла быстрее и распалась, картон тоже намокает, но ему потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
7. «Сильная бумага» (схема сильной руки)
Воспиталь: Как проверить силу бумаги? Предлагаю сложить лист так, чтобы удержал камешек.
(Дети складывают лист гармошкой)
Дети делают вывод: Бумага при складывании гармошкой может держать вес.
8. «Бумага впитывает масло» (схема «растительное масло»).
Намочить ватку в масле и оставить ею след на бумаге. Что произошло?
Дети делают вывод: Масло пропитывает бумагу.
9. «Бумага не пропускает свет» (схеме «зачеркнутое солнце»)
Воспиталь: Поднять лист бумаги и направить на свет.
Дети делают вывод: Бумага не пропускает свет.
Игра «Прилипающие конфетти»
Воспиталь: Я вам предлагаю поиграть в игру с мелкими бумажками. Насыпаем в пластиковую баночку конфетти, крышку трем о шерстяную ткань и закрываем баночку. Что происходит? Конфетти прилипает к крышке. Это образуется статическое электричество.
Воспиталь: Молодцы ребята! Вы как настоящие фокусники!
А вы хотели бы стать укротителями змей?
Игра «Разбуди змейку»
К разрезанному по спирали круглому листу бумаги прислоняем крышку, натертую о шерстяную ткань. «Змея» притягивается к крышке.
Дети делают вывод: Путем трения разнородных веществ, друг о друга, бумага притягивается к наэлектризованным предметам.
3. Заключительная часть.
Дети, опираясь на схемы, зарисованные в своих журналах, рассказывают Незнайке:
• Бумага бывает тонкая и толстая, тонкая режется легче.
• С бумагой можно весело поиграть в «прилипающее бумажки», потому что она притягивается к наэлектризованным предметам.
• Бумага может разрываться руками. Но она бывает опасная. Об нее можно порезаться.
• Бумага может сминаться и издавать звук.
• Бумага бывает сильной, может удерживать предметы.
• Бумага летает с разной скоростью.
• Бумага имеет свойство намокать.
• Бумага впитывает масло.
• Бумага не пропускает свет.
• Из бумаги можно сделать поделки или показать фокус.
Незнайка благодарит детей за помощь.
Рефлексия:
• Ребята! Чем мы сегодня занимались в лаборатории?
(Изучали свойство бумаги, проводили опыты)
• Что интересного узнали о бумаге?
(Что бумага бывает разная, с ней можно проделывать разные фокусы и игры)
• Что было сложного?
(ответы)
• Для чего мы проводили эти эксперименты?
• (Чтобы помочь Незнайке попасть в «Бумажную страну» и стать фокусником)