Оксана Смирнова
Организация исследовательской деятельности при формировании представлений о ЗОЖ у детей с ОВЗ
▼ Скачать
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения в последние годы является особенно актуальной. Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и, более чем наполовину, от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста. Особую группу с риском ухудшения здоровья составляют дошкольники с ОВЗ, многие из которых посещают группы нашего детского сада компенсирующего вида. Развитие этих детей происходит на фоне уже выявленного расстройства здоровья и заболеваний.
Публикация «Организация исследовательской деятельности при формировании представлений о ЗОЖ у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Что такое здоровый образ жизни? Если бы мы с вами обратились с этим вопросом к разным людям, то мнение людей оказалось бы спорным, что связано с двумя проблемами. Во-первых, в самом здоровом образе жизни каждый человека видит не всю совокупность формирующих его компонентов (режим дня, правильное питание, двигательная активность, профилактика болезней, закаливание, отсутствие вредных привычек, благоприятная психологическая обстановка в семье, а лишь тот его аспект, с которым он лучше всего знаком.
Здоровый образ жизни - способ жизнедеятельности, соответствующий конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций. Есть ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:
* Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.
* В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.
* В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
* Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.
А что знают дети о здоровом образе жизни? В ходе анкетирование выяснилось, что здоровый человек - это тот, который не болеет, принимает лекарства, делает физиопроцедуры. Таким образом, дети вкладывают в свои ответы свой судный опыт. Такие ученые, как Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева говорят о том, что важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, личной гигиены, активного образа жизни. Для детей с ОВЗ навыки заботы о своем здоровье являются особенно важными. Мы рассматриваем представления дошкольников с ОВЗ о ЗОЖ как особое специфическое новообразование личности, которое способствует формированию осознанного ценностного отношения к заботе о своем здоровье; пониманию взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни; использованию навыков здоровьесбережения в самостоятельной деятельности. А это, в свою очередь, будет способствовать адаптации к условиям окружающей среды, поддержанию и укреплению здоровья, а также решению многих социальных вопросов, среди которых снижение заболеваемости, возможность самореализации, подготовка к социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Но как сформировать осознанное отношение к здоровью? Взяв за основу китайскую пословицу «расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать, и я пойму», мы решили формировать представления о ЗОЖ при помощи исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значить сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Исследовательская деятельность – стремление личности, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью поисковых действий, исследовательских умений.
Результат исследовательской активности – новое знание и возможность дальнейшего опыта познания и деятельности.
Подъяков Н. Н. выделяет 2 вида исследовательской деятельности :
1. исследовательская деятельность, исходящая от ребенка (ребенок - полноценный субъект, который самостоятельно строит свою деятельность; результаты непредсказуемы);
2. исследовательская деятельность, организуемая педагогом (педагог организует, обучает ребенка определенному алгоритму действий; ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым, при этом не следует давать готовых решений и ответов).
Исследовательская деятельность имеет этапы :
1. формулирование проблемы (познавательной задачи) : принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение;
2. выдвижение и отбор предположений, выдвинутых детьми;
3. анализ условий;
4. проверка предположений, гипотез;
5. подведение итогов, вывод;
6. фиксация результатов.
Сегодня мы с вами рассмотрим один из аспектов ЗОЖ – правильное питание. Родители и мы, педагоги, стремимся к тому, чтобы и дети выросли здоровыми. И одним из главных залогов здоровья является полноценное, сбалансированное питание. Вот только самим детям это бывает сложно понять, ведь они в первую очередь ориентируются на вкус и свои ощущения. С едой играть нельзя, часто говорим мы детям. Но если наши детки плохоежки, давайте проведем вместе с ними несложные игры-эксперименты, которые наглядно покажут пользу некоторых продуктов.
Актуальность: необходимость формирования представлений о правильном питании, как факторе здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: прививать детям основы здорового питания, приобщать детей к здоровому образу жизни; включить родителей в единое образовательное пространство.
Для достижения поставленной цели, во-первых, мы заручились поддержкой родителей, ведь семья – это фундамент по формированию всех представлений и отношения к окружающей действительности. Ребенок копирует и воспроизводит те привычки, которые закладываются в семье. Во-вторых, была организована мини-лаборатория, библиотека маленького ученого, уголок игр по закреплению ЗОЖ.
Работа по формированию у старших дошкольников представлений ЗОЖ органично вписывается в комплексно-тематическое планирование, по которому работает наше ДОУ. Всю работу мы разбили на 4 блока:
1. «Кладовая витаминов» (фрукты, овощи).
2. «Молочные продукты».
3. «Каша - пища наша» (знакомство с крупами, значение завтрака в рационе ребенка).
4. «Рыба на столе – здоровье в доме».
Осенью дети изучали фрукты и овощи, проводили исследования : «Из чего состоят овощи?», «Есть ли в овощах и фруктах сок?», «Сок какого овоща/фрукта помогает бороться с вирусами? (обнаружение витамина С)», «Какой овощ самый питательный и почему?», «Каким овощем можно утолить жажду?», «Почему яблоко темнеет, когда его разрезали?», «Зачем люди сушат фрукты и овощи?» и др. После экспериментирования дошкольники знакомились с поучительными сказками о пользе витаминов, составляли вместе с родителями рецепты «кладовой витаминов» и презентовали детям.
Зимой дети при помощи простейших экспериментов выяснили пользу употребления молочных продуктов: с детьми мы искали в молоке белок (чтобы росли наши мышцы, молоко - наша энергия (находили жир, молоко - наши крепкие зубы и кости (определяли значение кальция). Дома дети проводили несложные опыты, результаты которых представляли детям («почему молоко хранится в холодильнике?», «как молоко меняет цвет другой жидкости и изменяет ли оно свой цвет?», «как из жидкого молока получается творог, мороженое?»).
Изучая тему «Каша-пища наша» дети, проводя эксперименты, узнали почему на завтрак надо съедать кашу (крупы – углеводы, обеспечивающие нас энергией на долгое время, познакомились с пользой каждой крупы. Также проводилась одновременно работа по формированию представлений о строении организма и закреплении гигиенических навыков: «Какие продукты полезны для …«Почему нужно грызть твердые овощи и фрукты?», «Кто такие микробы? (выращивание микробов)», «Удивительные превращения еды (знакомство с пищеварительной системой)».
При знакомстве с морскими животными, мы попытались раскрыть полезные свойства рыбы и морских водорослей.
На основе полученных знаний дети вместе с педагогами создали настольно-печатную игру «Путь к здоровью», где закрепляли полученные данные.
Новизна и оригинальность представленной системы работы заключается в преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни и воспитанию у них культуры здорового образа жизни, интеграции знаний в различные виды детской деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми, в создании здоровьесберегающей среды. Анализируя результаты работы можно сделать вывод о том, что у детей произошли не только количественные, но также и качественные изменения: дети ориентированы на здоровый образ жизни, имеют представление о понятиях «здоровье», «болезнь», дети имеют высокий уровень представлений об одной из составляющих здорового образа жизни: о правильном питании.
"Приобрести здоровье - храбрость, сохранить его - мудрость, а умело распорядиться им - искусство". Франсуа Вольтер
Литература.
1. М. М. Безруких, Т. А Филиппова, А. Г. Макеева Методические рекомендации. Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников. Москва, Институт возрастной физиологии РАО – 2012 г.
2. Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». 2004
3. Т. Н. Грядкина «Формирование пищевых предпочтений у современных дошкольников» Детский сад: теория и практика" № 8/2014
4. А. А. Ошкина «Формирование у дошкольников представлений о рациональном питании как элементе здорового образа жизни» Детский сад: теория и практика" № 8/2014
5. А. А. Ошкина, О. Н. Царева, Е. Ю. Разумовская, Т. М. Салина Формирование у старших дошкольников культурно-гигиенических навыков. Методическое пособие /. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012
6. А. А. Ошкина, Е. В. О. Н Царева. И. А. Галкина, Л. М. Капинос Формирование у дошкольников здорового образа жизни (элемент – режим дня). Учебно-методическое пособие/. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014
7. А. А. Ошкина, В. А. Деркунская. Игровая образовательная деятельность дошкольников / - М. : Центр педагогического образования, 2013
8. А. А. Ошкина, В. А. Деркунская. Игры-эксперименты с дошкольниками: учебно-методическое пособие– М. : Центр педагогического образования, 2013