Екатерина Дементьева
Организация подвижных игр во время прогулки
▼ Скачать + Заказать документы
Играя на улице, дети повышают двигательную активность. Игры во время прогулки закаливают детский организм, усиливают воздействие организма к неблагоприятным условиям среды, простудным заболеваниям, способствуют повышению выносливости, ловкости. Вместе с движениями ускоряется обмен веществ, а также газообмен, кровообращение, что в свою очередь, благоприятно влияет на развитие «умственной деятельности ребенка». Ни для кого не секрет как улучшается аппетит после продолжительного пребывания на свежем воздухе.
Темочки:
Игра — это важнейший элемент гармоничного развития ребенка — дошкольника и поэтому рассматривается, как главное средство воспитания. В практике детского сада используется целый ряд игр: дидактические, сюжетно — ролевые, строительные, игры с пением, подвижные. Подвижные игры — самый доступный и наиболее эффективный метод воздействия на ребенка, результатом которого станет активный процесс познания и овладения новыми навыками. Подвижные игры — это такие игры, все участники которых, обязательно вовлекаются в двигательные действия. Как правило, двигательные действия содержат в себе сюжет и правила, а также и в процессе игры, достигаемую цель, которую воспитатель ставит перед воспитанниками. Играя на свежем воздухе, у дошкольника вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечный тонус. Преодоление припятствий делает дошкольника подвижнее, сильнее и выносливее.
Именно поэтому в режим дня детского сада обязательно включена дневная и вечерняя прогулка. Общая продолжительность прогулки должна составлять не меньше 4 часов в день. Для оздоровительного эффекта в летний период, режим дня пересматривается на максимальное пребывание детей на свежем воздухе, с перерывами на принятие пищи и дневной сон. Зимние прогулки для детей до 4 лет проводятся при температуре до — 15С. Время выхода на улицу каждой возрастной группы обусловлено режимом воспитательно — образовательной работы. Запрещается гулять при силе ветра более 15 м/с.
Игрушки, материалы для игр и занятий на свежем воздухе дети выносят сами. Чтобы мотивировать дошкольника гулять, воспитатель продумывает содержание прогулки, старается вызвать заинтересованность с помощью игрушек или рассказа о том, чем будут заниматься на улице.
Структура прогулки :
1. Наблюдение (в зависимости от темы прогулки)
2. Подвижные игры : игры высокой подвижности, несколько игр малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Хозяйственно — бытовой труд детей на участке (сбор игрушек после прогулки, упавших веточек, мусора на участке, зимой расчистка дорожек от снега, осенью расчистка участка от листьев, полив растений на клумбе и так далее)
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Структурные компоненты могут варьироваться в зависимости от вида предшествующего занятия. Если утром проводилось физкультурное занятие, то на прогулке можно ограничиться игровыми упражнениями малой подвижности. В летнее время, когда дети по собственной инициативе много и с удовольствием двигаются, планируется по одной подвижной игре во время утренней и вечерней прогулок. Зимой, чтобы создать у детей бодрое настроение, пребывание на свежем воздухе желательно начинать с организованной подвижной игры. Завершать прогулку может вторая подвижная игра малой подвижности. Быстрая утомляемость, в каждой из предлагаемых игр компенсируется сменой действий; предусматривается чередованием их с кратковременным отдыхом. Каждый из компонентов длится от 7 до 15 минут и происходит на фоне самостоятельной активности.
Подвижные игры на прогулке занимают ведущее место среди всех ее компонентов. Поскольку они развивают основные движения, снимают физическое и эмоциональное напряжение. Вариативность подвижных игр обуславливается временем года, погодой, температурой воздуха. В холодную погоду лучше начинать прогулку с игр, которые требуют высокой активности. Это игры связанные с бегом, прыжками и метанием.
П/и «Лошадки», «Волк и козлята», «Автомобили», «Попади в цель», «Метание мяча», «Допрыгай до дерева», «Заинька серенький, беленький».
Такая активность помогает лучше переносить холод. Во время сырости, целесообразнее организовать малоподвижные игры, не требующие большого пространства. Прыжки, бег и метание, игры на равновесие следует проводить в теплые весенние, летние дни или же теплой осенью. Игры с использованием предметов — бессюжетные народные, а именно кольцебросы, кегли также имеют широкое распространение в своем использовании во время прогулок.
Подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке «По ровненькой дорожке», «Карусель», «Перепрыгни через ров» и так далее.
Для проведения подвижной игры необходима предварительная подготовка: должно быть намечено место проведения, отбирается дополнительный материал, атрибуты игры.
Ходьба или постепенное снижение физической нагрузки заканчивают подвижную игру.
Следует обратить пристальное внимание на малоподвижных и малоинициативных детей. Игры с высокой подвижностью не проводятся в конце утренней прогулки — перед дневным сном — это может отрицательно сказаться на качестве дневного отдыха. В подвижных играх для ребят подготовительной группы активность и успешность выполнения задания зависят от самооценки. Ребята со среднем физическим развитием, но с высокой самооценкой чувствуют себя намного увереннее и смелее, чем те, кто при прочих равных возможностях, занижает собственную самооценку.
Поэтому педагог должен грамотно суметь распределить роли.
Список литературы:
1. Интересные прогулки осенью и зимой (24 карточки для воспитателей и родителей) Издательство Ранок 2014 г.
2. Матиясевич Д. «Игры с детьми на осенних и зимних прогулках» Издательство «Речь» М. 2013 г.
3. Организация прогулки в ДОУ : методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч 1\ сост. Е. А. Донченко — Архангельск: Издательство АО ИППК РО, 2011 — 66 с.
4. Торочкова Т. Ю. Играем на прогулке \Т. Ю. Торочкова // Медработник ДОУ-31. -с. 32-35
5. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. От 04.04. 2014) «Санитарно — эпидиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».