Екатерина Дементьева
Организация подвижных игр во время прогулки
▼ Скачать + Заказать документы
Играя на улице, дети повышают двигательную активность. Игры во время прогулки закаливают детский организм, усиливают воздействие организма к неблагоприятным условиям среды, простудным заболеваниям, способствуют повышению выносливости, ловкости. Вместе с движениями ускоряется обмен веществ, а также газообмен, кровообращение, что в свою очередь, благоприятно влияет на развитие «умственной деятельности ребенка». Ни для кого не секрет как улучшается аппетит после продолжительного пребывания на свежем воздухе.
Публикация «Организация подвижных игр во время прогулки» размещена в разделах
Игра — это важнейший элемент гармоничного развития ребенка — дошкольника и поэтому рассматривается, как главное средство воспитания. В практике детского сада используется целый ряд игр: дидактические, сюжетно — ролевые, строительные, игры с пением, подвижные. Подвижные игры — самый доступный и наиболее эффективный метод воздействия на ребенка, результатом которого станет активный процесс познания и овладения новыми навыками. Подвижные игры — это такие игры, все участники которых, обязательно вовлекаются в двигательные действия. Как правило, двигательные действия содержат в себе сюжет и правила, а также и в процессе игры, достигаемую цель, которую воспитатель ставит перед воспитанниками. Играя на свежем воздухе, у дошкольника вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечный тонус. Преодоление припятствий делает дошкольника подвижнее, сильнее и выносливее.
Именно поэтому в режим дня детского сада обязательно включена дневная и вечерняя прогулка. Общая продолжительность прогулки должна составлять не меньше 4 часов в день. Для оздоровительного эффекта в летний период, режим дня пересматривается на максимальное пребывание детей на свежем воздухе, с перерывами на принятие пищи и дневной сон. Зимние прогулки для детей до 4 лет проводятся при температуре до — 15С. Время выхода на улицу каждой возрастной группы обусловлено режимом воспитательно — образовательной работы. Запрещается гулять при силе ветра более 15 м/с.
Игрушки, материалы для игр и занятий на свежем воздухе дети выносят сами. Чтобы мотивировать дошкольника гулять, воспитатель продумывает содержание прогулки, старается вызвать заинтересованность с помощью игрушек или рассказа о том, чем будут заниматься на улице.
Структура прогулки :
1. Наблюдение (в зависимости от темы прогулки)
2. Подвижные игры : игры высокой подвижности, несколько игр малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Хозяйственно — бытовой труд детей на участке (сбор игрушек после прогулки, упавших веточек, мусора на участке, зимой расчистка дорожек от снега, осенью расчистка участка от листьев, полив растений на клумбе и так далее)
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Структурные компоненты могут варьироваться в зависимости от вида предшествующего занятия. Если утром проводилось физкультурное занятие, то на прогулке можно ограничиться игровыми упражнениями малой подвижности. В летнее время, когда дети по собственной инициативе много и с удовольствием двигаются, планируется по одной подвижной игре во время утренней и вечерней прогулок. Зимой, чтобы создать у детей бодрое настроение, пребывание на свежем воздухе желательно начинать с организованной подвижной игры. Завершать прогулку может вторая подвижная игра малой подвижности. Быстрая утомляемость, в каждой из предлагаемых игр компенсируется сменой действий; предусматривается чередованием их с кратковременным отдыхом. Каждый из компонентов длится от 7 до 15 минут и происходит на фоне самостоятельной активности.
Подвижные игры на прогулке занимают ведущее место среди всех ее компонентов. Поскольку они развивают основные движения, снимают физическое и эмоциональное напряжение. Вариативность подвижных игр обуславливается временем года, погодой, температурой воздуха. В холодную погоду лучше начинать прогулку с игр, которые требуют высокой активности. Это игры связанные с бегом, прыжками и метанием.
П/и «Лошадки», «Волк и козлята», «Автомобили», «Попади в цель», «Метание мяча», «Допрыгай до дерева», «Заинька серенький, беленький».
Такая активность помогает лучше переносить холод. Во время сырости, целесообразнее организовать малоподвижные игры, не требующие большого пространства. Прыжки, бег и метание, игры на равновесие следует проводить в теплые весенние, летние дни или же теплой осенью. Игры с использованием предметов — бессюжетные народные, а именно кольцебросы, кегли также имеют широкое распространение в своем использовании во время прогулок.
Подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке «По ровненькой дорожке», «Карусель», «Перепрыгни через ров» и так далее.
Для проведения подвижной игры необходима предварительная подготовка: должно быть намечено место проведения, отбирается дополнительный материал, атрибуты игры.
Ходьба или постепенное снижение физической нагрузки заканчивают подвижную игру.
Следует обратить пристальное внимание на малоподвижных и малоинициативных детей. Игры с высокой подвижностью не проводятся в конце утренней прогулки — перед дневным сном — это может отрицательно сказаться на качестве дневного отдыха. В подвижных играх для ребят подготовительной группы активность и успешность выполнения задания зависят от самооценки. Ребята со среднем физическим развитием, но с высокой самооценкой чувствуют себя намного увереннее и смелее, чем те, кто при прочих равных возможностях, занижает собственную самооценку.
Поэтому педагог должен грамотно суметь распределить роли.
Список литературы:
1. Интересные прогулки осенью и зимой (24 карточки для воспитателей и родителей) Издательство Ранок 2014 г.
2. Матиясевич Д. «Игры с детьми на осенних и зимних прогулках» Издательство «Речь» М. 2013 г.
3. Организация прогулки в ДОУ : методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч 1\ сост. Е. А. Донченко — Архангельск: Издательство АО ИППК РО, 2011 — 66 с.
4. Торочкова Т. Ю. Играем на прогулке \Т. Ю. Торочкова // Медработник ДОУ-31. -с. 32-35
5. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. От 04.04. 2014) «Санитарно — эпидиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».