галина шаблова
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы)
«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми второй младшей группы» (из опыта работы) Шаблова Г. В. – воспитатель, МБДОУ д. с. №5 «Золотой петушок» г. о. г. Мантурово Костромской области
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические
ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Темочки:
(К. А. Тимирязев) ФГОС ДО к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают изменение подходов к воспитательно-образовательному процессу через организацию адекватных возрасту форм детской деятельности. В связи с этим актуальной проблемой становится разработка технологии проблемного обучения и такой формы организации, как занятие в проблемном режиме, в основе которых лежит исследовательский метод, который поможет сформировать элементы творческого мышления и воображения, а также развивать познавательный интерес.
В возрасте трех лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты. Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
И опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность стала одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В своей группе мы решили этой задаче уделить особое внимание. На основании целенаправленного наблюдения за деятельностью детей в игре, в НОД, в самостоятельной деятельности была определена цель.
Цель. Создание в группе условий для развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через организацию детского экспериментирования. И поставлены следующие задачи:
Задачи.
- Формировать представления о свойствах неживой природы (вода, снег, воздух, песок, глина, камень).
- Формировать представления о природных явлениях (ветер, солнце).
- Расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте.
- Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира (бумага, древесина, ткань).
- Знакомить детей со способами исследования объекта.
- Формировать у детей такие качества, как восприятие, внимание, мышление.
- Развивать любознательность и познавательную мотивацию.
- Воспитывать желание к экспериментальной и опытной деятельности.
Реализация этих задач предполагает интегрированный подход – включение во все виды деятельности. Чтобы наша работа велась в системе, нами было разработано перспективное планирование опытов и экспериментов по объектам, собрали картотеку игр-экспериментов для детей 3-4 лет. И чтобы она была успешной мы создали для этого необходимые условия:
- организовали «уголок экспериментирования»,
- подобрали и приобрели материал, оборудование и приборы для уголка:
приборы - помощники (увеличительные стекла, компас, магниты, ложки для измерения, сосуды разного объема, коллекции природного материала (образцы песка, глины, камня, семена растений, мох, опилки, ракушки, перья, гербарий листьев, технические материалы (гайки, скрепки и др., различные виды бумаги, бросовый материал (скорлупа орехов, пробки, кусочки ткани, и др, красители (гуашь, акварельная краска, коллекции семян и круп, дополнительное оборудование (фартуки, контейнера для хранения веществ, полотенца,
- образно-символический материал (условные изображения в виде карт, глобус, модель Солнечной системы, - создали мини-огород на подоконнике, где дети выращивают рассаду, комнатные растения, проводят опытническую работу, учатся делать простые умозаключения, убеждаются в том, какую роль играет свет, вода, тепло в жизни растений. Здесь дети знакомятся с разнообразием комнатных растений, наблюдают за изменениями в процессе роста, учатся ухаживать за ними.
- На полке «умных книг» находится познавательная литература, книги об окружающем мире, детские энциклопедии, атласы.
При оборудовании центра учитывались следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей,
- укомплектованность,
- доступность расположения.
Для поддержания интереса у детей мы выбрали сказочный персонаж – Незнайка (кукла, который живет в центре экспериментирования. Наш герой приносит детям предметы, удивительные истории, вместе с детьми участвует в постановке опытов и экспериментов.
Образовательная деятельность дошкольников по познавательно-исследовательскому развитию осуществляется через совместную деятельность воспитателя с детьми и самостоятельную деятельность детей. В ходе работы я использую различные формы совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми и самостоятельной деятельности : рассматривание, наблюдение, беседа, отгадывание загадок, экспериментирование, опытническая деятельность, экскурсии, коллекционирование, развлечения (досуги).
Самым эффективным способом познания закономерностей и явлений окружающего мира в системе дошкольного образования считаю метод экспериментирования. Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление, восторг.
Типы экспериментов, проводимые мною в работе с детьми своей группы :
- экспериментирование с предметами и их свойствами,
- экспериментирование с растениями(«Огород на подоконнике», «Цветник»,
- экспериментирование с объектами неживой природы,
- коллекционирование (камни, ракушки, гербарий, бумага, ткани).
Свою работу по организации познавательной деятельности с детьми я строю с учетом следующих принципов:
- принцип научности,
- принцип доступности,
- принцип систематичности и последовательности,
- принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания,
- принцип целостности,
- принцип креативности,
- принцип результативности.
Экспериментирование проходит через все виды детской деятельности, например:
- во время НООД по рисованию дети экспериментировали с красками (путем проб и ошибок находили нужный оттенок); - во время НООД по ФЭМП экспериментировали с формой и свойствами геометрических фигур, устанавливали взаимосвязь между ними (круг катится, так как у него нет углов, а треугольник и квадрат не катятся, так как у них есть углы);
- при проведении НООД по ознакомлению с миром природы дети исследовали овощи и фрукты и учились определять и называть их (по внешним признакам (путем осязания) и вкусу);
- во время НООД по ознакомлению с социальным и предметным миром мы исследуем свойства материалов изготовленных из глины (керамика, бумагу, ткань;
- выполняя упражнения со спортивным инвентарем дети видят и ощущают взаимосвязь различных физических действий, например: сильнее бросишь-дальше полетит, чем тяжелее предмет-тем больше усилий нужно приложить, чтобы он долетит до цели;
- в режимных моментах:
а) в процессе ухода за комнатными растениями дети проводят простые опыты с веточками деревьев (наблюдают за распусканием почек, ростом листьев); дети выясняют, какие условия необходимы для роста лука;
б) на прогулке наши исследователи решают важные проблемы: «Что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку?», «Какой он снег?», «Из какого песка можно лепить куличики?»
Таким образом, исследования с детьми проходят не только в групповой комнате, но и на участке детского сада с живыми и с неживыми объектами природы.
Опыты, эксперименты, которые я использую в своей работе, могут быть не только запланированными, но и случайными (поставленными на вопрос ребенка). Так, в январе запланирована НООД на тему: «Деревянный брусочек» (ОО «Познание» - «Ознакомление с предметным и социальным миром», где дети путем экспериментирования учатся выделять признаки дерева: твердое, не тенет, не ломается.
Цель НООД «Смешной рисунок» (февраль) : знакомство со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности (белая, гладкая, мнется, на ней можно рисовать).
НООД на тему: «Золотая мама» (март) несет цель: знакомство со свойствами ткани, со структурой ее поверхности путем визуального и тактильного исследования.
В апреле запланирована НООД «Тарелочки из глины». Дети будут знакомиться со свойствами глины, со структурой ее поверхности, сравнят со свойствами песка, установят взаимосвязь между свойствами и применением глины.
В мае запланирована НООД на тему: «Что лучше: бумага или ткань?». Опытным путем дети закрепят знания о бумаге и ткани: их свойствах, качестве; установят отношения между материалом, из которого сделан предмет и способом использования предмета.
После прочтения сказки В. Сутеева «Кораблик» у детей возникло желание сделать кораблики, но одновременно возник вопрос: «Из чего можно сделать кораблик?». Для ответа на этот вопрос было проведено исследование (спонтанный эксперимент) подручных материалов, которые можно использовать для изготовления корабликов (тоне-не тонет, плавучесть). В результате, дети изготовили кораблики из скорлупы грецкого ореха, деревянных палочек из-под мороженого, из пенопласта, из пластмассовых крышек.
Очень интересны и познавательны игры-эксперименты с детьми, например: «Тонет-не тонет», «Что такое снег?», «Волшебный камешек», «Почему плачет сосулька?», «Рыбалка», «Волшебные отпечатки на песке» и т. д. В уголке экспериментирования имеется картотека игр по экспериментированию с водой, песком, светом и тенями.
В своей работе использую игры-эксперименты с художественным словом. Картотека таких игр также есть в уголке экспериментирования. Приведу пример игры-эксперимента «Почему кораблики не плывут».
Цель: обнаружить ветер, образовать ветер.
Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Ход игры-эксперимента:
Художественное слово: Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко, помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает «Я могу воду в море нагреть». Нагрело Солнышко воду, вода стала теплая, а кораблики все равно не плывут, Наступила ночь. Появились на небе Звезды. Стали капитаны их просить о помощи. Звезды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать,куда плыть нужно.» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок, помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.
Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предположения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где взять ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.
После чтения и беседы по стихотворению «Я лежу и кашляю…» мы с детьми поставили опыт «Почему нельзя есть снег?». Исследовав свойства снега (цвет, температура, таяние снега, дети ответили на вопрос опыта: «Снег холодный, загрязнен примесями, поэтому его есть нельзя.»
В своей работе с детьми придаю большое значение игровым технологиям. В уголок природы приобрели дидактические игры : «Времена года», «Явления природы», «Кто где живет?», «Чей малыш?», «Расти, малыш», «Природа», «Птицы», «Животные зоопарка», домино «Животные», «Птицы» и др.
Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с животными, растениями, явлениями природы.
Словесные игры: «Съедобное-несъедобное», «Кто как кричит?», «Летает-не летает», «Кто что делает» и т. д. развивают внимание, воображение, расширяют знания детей об окружающем мире.
Подготовила и провела досуги с использованием экспериментальной деятельности. Во время досуга «Наш друг Снеговик» дети выясняли почему растаял Снеговик, установили условия, при которых снег тает: тепло помещения, рук человека, горячая вода, соль. Решая проблему: «Что можно сделать, чтобы сохранить Снеговика?», дети предложили поместить его в холодильник, полить холодной водой, дать ему мороженое, отправить на Луну.
Интересно прошел досуг на тему: «Такая разная посуда». Знакомясь с разнообразием посуды, дети пришли к выводу о том, что посуда издает различные звуки. Была проведена музыкальная игра «Мы не просто так сидим, Мы посудою гремим…». Дети исполняли музыкальный номер - играли на разной посуде.
Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. С целью повышения компетентности родителей воспитанников мы подобрали материал по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность» и предложили консультации «Занимательные опыты на кухне», «Экспериментируем дома», «Развитие познавательной активности ребенка через экспериментирование». В помощь родителям для домашнего экспериментирования была рекомендована серия книг для дошкольников автора Марины Султановой : «Простые опыты с водой», «Простые опыты с бумагой», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с природным материалом» ( Изд-во: М., ООО «Хатбер-М», 2014г).
В группе прошло родительское собрание на тему: «Развитие познавательного интереса детей в процессе поисково-исследовательской деятельности». Для родителей была подготовлена презентация «Мы познаем мир» о познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы в детском саду.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.» Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в своей практике.