Юлия Пименова
Организация полноценной речевой деятельности в детском саду с помощью предметно-развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Тема сегодняшнего моего выступления «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду, посредством обогащения развивающей предметно - пространственной среды»
Слайд 2. Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива. Е. Щукина
Публикация «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду с помощью предметно-развивающей среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Слайд 3. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, умеют лишь единицы. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива. Поэтому все дефекты (нарушения, недостатки) речи в этот период преодолеваются легче и быстрее.
Слайд 4. Главное занятие в дошкольном детстве - это игра.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» сказал Владимир Александрович Сухомлинский.
Слайд 5. Необходимые условия для полноценного развития речи детей предусматривают создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Слайд 6. Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников.
Слайд 7. Сюжетно-ролевая игра "Кафе" учит детей вежливости, внимательности, аккуратности, умению правильно сервировать стол,. В процессе игры дети узнают такие профессии как повар, официант, закрепляют знания об овощах, фруктах, продуктах питания, посуде, показывают свои знания в умении пользоваться столовыми приборами.
Слайд 8. Сюжетно-ролевая игра «Больница» знакомит детей с профессиями врач, медсестра. Учит детей действиям врача: осмотр больного, измерение температуры, использование атрибутов по назначению, сопровождать свои действия речью, вести простые диалоги.
Слайд 9. В сюжетно-ролевую игру «Парикмахерская» играют в основном девочки. Они с интересом делают друг-другу прически, макияж, моют головы. С желанием и интересом знакомятся с профессией парикмахер.
Слайд 10. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». В этой игре детям нравится чувствовать себя продавцом, обслуживать покупателей, эта игра подразумевает участие нескольких игроков, и носит познавательный характер – особенно если у ребёнка есть необходимые для реалистичной игры в «магазин» аксессуары: разновидность товаров, денежные знаки, «монеты» и «купюры», а также касса - отличное дополнение для игры! Игра носит важный обучающий характер, позволяя детям лучше понять современные финансово-денежные отношения, научиться расплачиваться в магазине и получить «опыт» работы продавцом.
Слайд 11. Сюжетно-ролевая игра «Дом». Побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей : воспитывает ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Слайд 12, 13. Сюжетно-ролевая игра «Огород». В эту игру мы играем весной - садим огород на окне, летом высаживаем рассаду, поливаем ее уже на участке и осенью убираем урожай, воочию видим что же у нас выросло. Данная игра прививает детей к труду, знакомит их с выращиванием различных культур, дети сами наблюдают и узнают, как-же овощи попадают на прилавки магазинов.
Слайд 14. В этом году мои дети из средней группы перешли в старшую, и я посчитала необходимостью организовать сюжетно-ролевую игру «Школа». Рассказав детям о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, продемонстрировала куклу в школьной одежде, а потом вместе с детьми проиграла в эту игру. Эта игра воспитывает желание у детей учиться в школе, уважение к труду учителя, у детей расширяется словарный запас : «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», и т. д
Слайд 15. В старшем дошкольном возрасте начинается подготовка ребенка к школьному обучению, и мы должны помочь в развитии основных психических процессов. Поэтому я в своей работе использую мнемотехнику.
МНЕМОТЕХНИКА-совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Использование приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности.
Слайд 16,17. Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Слайд 18. Мнемотаблицы – это схемы, которые служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей. Их можно использовать для:
- обогащения словарного запаса;
-обучения составления рассказов;
- пересказа художественной литературы;
- отгадывания и загадывания загадок;
- заучивание стихов.
Слайд 19. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Слайд 20. Рассказывание сказки «Три медведя» с помощью мнемотаблицы.
Слайд 21. Заучивание стихотворения «Снегири».
Слайд 22. Так же можно использовать и живые мнемотаблицы, с официальный сайт kid-vid.ru канала "Развивайки, обучайки. Наше всё!
Слайд 23. Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удается достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- проявляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держатся перед аудиторией;
- повышается словарный запас.
Считаю, чем раньше мы начнем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, ведь речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Слайд 24. Спасибо за внимание!