Евгения Тенищева
Деловая игра «Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявление и обобщение знаний педагогов об организации развивающей предметно – пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
1. Конкретизация и уточнение знаний педагогов ДОУ по содержанию приказа Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО».
2. Стимулирование положительной мотивации педагогов на использование полученных знаний в практической деятельности.
3. Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов.
Публикация «Деловая игра „Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Предполагаемый результат : вызвать желание у педагогов разработать проект по усовершенствованию РППС в соответствии с ФГОС ДО.
Предварительная работа :
- цикл консультаций «Изучаем ФГОС ДО»
1. Организационный момент.
Цель: создание эмоционального настроя на мероприятие.
Перед тем как мы начнём наш семинар – практикум предлагаю Вам сначала разогреться и ответить на следующие предположения нестандартными способами:
-Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
-Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
-Если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа.
- Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните головой.
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой.
- Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза.
2. Теоретическая часть.
Тема деловой игры «Создание РППС в детском саду в соответствии с ФГОС ДО».
- Как Вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить?
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Уважаемые коллеги!
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира»
Данное высказывание принадлежит Елене Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому профессору Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.
Развивающая предметно-пространственная среда – это образовательное оборудование, материалы, мебель в сочетании с определёнными принципами разделения пространства группы.
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования.
- Как Вы думаете, какие?
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. 3, ст. 32 «Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 3.3. «Требования к развивающей предметно-пространственной среде».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
-Существуют ещё 2 письма Минобразования России, с которыми Вы можете ознакомиться, обратившись к стенду с нормативно – правовыми документами для педагогов ДОУ.
- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
- Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т. к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей.
- Какие области развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО вы знаете?
(социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие).
Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Развивающая предметно пространственная среда должна выполнять различные функции.
- Как Вы думаете, какие? Для чего мы создаём РППС?
(образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную функции).
Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся.
Исходя из актуального на данный момент документа ФГОС ДО к РППС предъявляются следующие требования:
- реализация образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития;
- обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- реализация различных образовательных программ,
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
- Обратите внимание на слова, выделенные другим цветов. У Вас присутствует это в групповых комнатах?
- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть какой? (трасформируемой, доступной, полифункциональной, безопасной, вариативной, содержательной).
- На какие показатели следует обратить внимание? И почему?
3. Практическая часть.
- Предлагаю Вам сейчас поработать в команде. Нужно будет подумать и представить примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательной области в свете требований ФГОС. Например, художественно-эстетическое направление. Какие здесь могут быть центры? Но и это ещё не всё. Вам предстоит нарисовать их либо схематично, либо ввиде плана и т. д., а также при защите рассказать, где будут присутствовать все те требования, о которых мы с Вами говорили?
- Одна команда будет создавать центры по познавательному направлению, а другая – по социально – коммуникативному.
Представление педагогами своих центров в групповых комнатах.
4. Кластер-анализ
- Кластеры – это системные схемы, которые показывают связи между объектами. Это некий графический образ взаимосвязанных явлений, объектов и т. д.
- Для активизации наших аналитических умений предлагаю вам, уважаемые педагоги, выполнить первое задание. Работать предстоит по подгруппам (3-5чел). Работать предстоит по подгруппам (3чел).
Педагоги получают Кластер-схему.
Центральная часть схемы - объект анализа (понятие, технология, проблема и т. д.) Предлагаемый объект для анализа записывается в центр кластера: «РППС– это…»
Педагогам предлагается окончить фразу 1 словом или словосочетанием, определить ассоциации, заполнив, таким образом, первый уровень кластера.
Затем предложить выйти на второй уровень кластера, от каждого объекта выделить положительное и отрицательное следствие. Например, ФГОС- это отнимает много энергии педагогов. Но это хорошо, т. к. педагог может многое привнести в педагогическую практику. Но это отчасти плохо, потому что грозит эмоциональным истощением.
Таким образом, подгруппы обсуждают и заполняют все уровни Кластера. Затем проводится совместное обсуждение результатов работы подгрупп.
Рефлексия:
По окончанию игры, пока подводятся результаты – каждому участнику игры предлагается нарисовать на листе бумаги свою ладонь.
Каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
Большой – для меня это было важным и интересным.
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
Средний – мне было трудно (мне не понравилось…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – для меня недостаточно…
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Используемая литература:
1. Журнал «Старший воспитатель» №8,2014г.
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
3. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно-
пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования (электронный ресурс, Москва.